Форум » Для свободного общения » РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОКРАСКЕ ЗВУЧАНИЯ » Ответить

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОКРАСКЕ ЗВУЧАНИЯ

puha: - Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья заговорил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять? Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита Когда я слушаю дореволюционные пластинки на граммофоне, у меня возникает ощущение, что призраки давно, умерших музыкантов посещают меня, и, несмотря на несовершенство звукозаписывающей техники, их голоса кажутся мне абсолютно реальными, более того - они просят меня вернуть им жизнь на компакт-дисках. Сталкиваясь с так называемыми аномальными явлениями, мы стараемся дать им объяснение, основанное на привычных представлениях из области физики или химии. Конечно, нам не удается сделать это, но мы, тем не менее, пытаемся, желая скрыть свое бессилие перед разгадкой того, что разгадке не подлежит. В большинстве случаев это нам сходит с рук, о чем свидетельствуют мириады научных диссертаций, книг, статей и докладов, в которых мир представлен сложным, но вполне объяснимым. Во многих областях инженерных знаний такое возможно, кроме, пожалуй, одной. Я имею в виду аудиотехнику, где голый материализм, как теперь стало очевидно, потерпел крах. Именно здесь мы соприкоснулись с фактами, подтверждающими соседство иного мира, который “живет” если можно так сказать, по совершенно другим, неизвестным нам законам. Главное то, что с позиций материализма этот мир не является материальным. На это в первую очередь указывает то, что многие воспринимаемые слухом атрибуты звука отсутствуют в звуке физическом. Тональный баланс и окраска Аудиофилам хорошо известно, что тональный баланс - важнейшее качество аудиосистемы, выражающее слуховое впечатление о равновесии звучания низких, средних и высоких частот. Известно также, что тональный баланс зависит от формы АЧХ аудиосистемы и от вносимой этой системой окраски. Причем если АЧХ - это объективная характеристика аудиосистемы, то окраска звучания, за некоторыми исключениями, до сих пор не была представлена в объективной форме, то есть так и осталась субъективной характеристикой тестируемой системы. Напомню, что под окраской следует понимать отмечаемое нашим восприятием подчеркивание (или затемнение) определенных областей частот звукового диапазона. Интересно, что к неправильной форме АЧХ слушатель легко приспосабливается и даже перестает эту неправильность замечать, тогда, как к окраске он привыкнуть не может. Именно поэтому окраска звучания доминирует при формировании субъективного впечатления о тональном балансе аудиосистемы. Окраска бывает узкополосной или широкополосной. Узкополосная окраска занимает полосу не более трети октавы [1] и обычно отмечается слушателем на средних и высоких частотах (от 3 кГц и выше). Такую окраску связывают с ощущением подчеркивания (выделения) определенных звуков, например щелчков, звука “с” или других шипящих. На более низких частотах узкополосная окраска вызывает эффект “стреляющих тонов”. Широкополосная окраска - это выделение (затемнение) звучания частотных областей, больших, чем одна октава[2]. Широкополосная окраска в большей степени, чем узкополосная, отвечает за тональный баланс звучания. На назойливость широкополосной окраски аудиофилы давно обратили свое слушательское внимание. Именно из-за нее одержимые качеством звучания лица пребывают в постоянном поиске более совершенной аудиотехники. Как оказалось, такого рода окраску замечают не только аудиофилы. Даже обычные слушатели, то есть посетители рядовых музыкальных концертов, улавливают широкополосную окраску звучания, которая возникает вследствие применения звукоусилительных установок. Например, если певица исполняет песню под фонограмму, то, как бы музыканты ни старались делать вид, что играют на натуральных инструментах, подлог все равно будет заметен из-за появления электронной окраски оркестрового звучания. Природа окраски звучания Итак, игнорировать окраску звучания мы не можем. Слишком часто она напоминает о себе. Нам остается только понять, как соотнести ощущение окраски с физическими изменениями в звуковом сигнале. В акустике механизм образования окраски изучен и даже объяснен . Установлено, что громкоговоритель вносит окраску в звучание, если звук от него достигает ушей слушателя больше чем одним путем. Громкоговоритель, имеющий закрытый корпус, создает звук, который представляет собой сумму прямого излучения его головки и излучения стенок корпуса. Примем условно, что головка громкоговорителя имеет идеально плоскую АЧХ, а каждая стенка корпуса является излучателем с АЧХ в форме резонансной кривой. Чтобы скрыть от потребителя последствия такого, можно сказать “кривого”, излучения стенок, разработчики акустических систем стараются уменьшить его именно в области резонансов не менее чем на 10-15 дБ относительно уровня прямого излучения громкоговорителя. Такой запас мог бы стать гарантией того, что на итоговой АЧХ аномалий, связанных с излучением звука стенками корпуса, заметно не будет. Но АЧХ, как известно, сообщает нам лишь половину информации о линейных искажениях акустического сигнала! При воспроизведении через громкоговоритель коротких звуков, например вспышек тона, по их окончании возникнут характерные для стенок корпуса осцилляции. Именно эти осцилляции слушатель воспринимает как окраску звучания. Итак, в рассмотренном примере появление окраски звучания связано с чисто физическим, то есть с определяемым инструментально изменением акустического сигнала. То, чему нашлось простое объяснение в акустике, в электронике оказалось неразрешимой проблемой. Еще лет пятнадцать назад я, на тот момент, убежденный материалист, пробовал найти физические изменения в сигнале, пропущенном через окрашивающий звучание межблочный кабель. Не рассчитывая выявить спрятанные в его плоской АЧХ осцилляции, я искал хоть какие-нибудь отличия между сигналами на входе и на выходе кабеля. Измерения тогда были проведены с точностью -90...-100 дБ с помощью разработанного мною компенсационного измерителя [2]. В результате была установлена полная идентичность (в пределах заданной точности измерений) входного и выходного сигналов этого кабеля. Сначала это меня озадачило, но затем, немного подумав, я решил, что такой результат имеет право на существование, более того, его можно интерпретировать с помощью двух гипотез. 1. Мы слышим настолько малые изменения в сигнале, что их просто невозможно измерить. 2. Мы слышим то, чего в физическом сигнале нет. Первая гипотеза была мной отвергнута сразу, так как ощущение окраски, вносимой межблочным кабелем, остается неизменным, даже если одновременно с музыкой, передаваемой через тестируемый кабель, звучит маскирующий шум от внешнего источника. Если бы окраска пряталась в сверхмалых изменениях физического сигнала, то внешний акустический шум сделал бы ее недоступной для нашего восприятия, но этого не происходит. Косвенным подтверждением высказанной точки зрения являются неоднократно проводившиеся наиболее продвинутыми аудиофилами (в том числе и мной [3]) опыты с усилителями, охваченными регулируемой ООС. Результат этих опытов всегда был одинаков! Чем больше глубина ООС, то есть, чем точнее усилитель передает музыкальный сигнал, тем хуже он звучит. Остается вторая гипотеза, из которой следует, что инспиратором ощущения окраски является не обычная, известная нам из курса физики энергия, а некая совершенно иная, не фиксируемая измерительными приборами субстанция, которая, тем не менее, доступна человеческому восприятию. Именно факт восприятия этой субстанции, в частности в форме окраски, я полагаю, является свидетельством № 1 соприкосновения человека посредством аудиотехники с иной, неизвестной нам, то есть нематериальной формой существования информации. Абсолютно неважно, как в дальнейшем мы будем называть эту субстанцию, важно преодолеть в себе желание отыскать ее в физическом мире. А теперь представим себе, что живые существа, в отличие от неживых измерительных приборов, способны улавливать упомянутые выше субстанции. Если кто-то сомневается в этом, то пусть объяснит, как собаки и кошки находят своих хозяев, преодолевая расстояния в тысячи километров... О чем говорят эти факты? О том, что рядом с нами находится непознанный мир, в котором неизвестно как, непонятно, с помощью каких средств, во вселенском масштабе циркулирует информация, распространение которой - тем более на такие расстояния - с позиций материалиста невозможно просто в силу закона о затухании материальных сигналов пропорционально квадрату расстояния. И все-таки вышеназванная субстанция имеет отношение к материальному миру, так как представляет собой неизученную нами форму существования энергии. Чтобы принять это утверждение за основу, рассмотрим иерархию чисто физических энергий. На нижнем уровне находится тепловая, то есть неорганизованная энергия. Даже школьникам известно, что тепловая энергия — хаотическая, и потому непосредственно (то есть без специального преобразования) она не может быть использована для производства целенаправленной работы. Ступенью выше находятся механическая, акустическая и электрическая энергии. Эти виды энергии можно считать определенным образом организованными, благодаря чему они приобретают совершенно иные свойства и к тому же способность выполнять ту или иную, скажем, кем-то осмысленную работу. Ну а что дальше, или, правильнее сказать, что выше? Неужели кроме перечисленных не существует других энергий? Принципиальное отличие энергии более высокого уровня от известных нам из учебника физики состоит в ее большей организованности. Энергия, стоящая на более высокой ступени иерархии, приобретает совершенно новое качество - способность к самоорганизации и самоуправлению. Наверное, именно такая высокоорганизованная энергия стала причиной зарождения окружающей нас жизни. Мне представляется, что на самом высоком уровне энергия структурируется в ядра, которые оказываются спутниками самых различных физических объектов, в том числе живых существ. Важно, что эти ядра, благодаря присущей им свободе воли, воспринимаются нами как сущности. Поэтому специфической мерой количества высокоорганизованной энергии, по моему мнению, следует считать интенсивность желаний сущностей. Сущности, я так думаю, сами определяют, каким физическим процессам им следует сопутствовать и какие цели преследовать. Они способны развивать в материальном мире целенаправленную деятельность, только облачившись в материальный облик живого существа. Если сущностям нравится быть спутниками тел умерших, то они, что вполне допустимо, могут становиться их призраками. В так называемых неживых объектах сущности скованы в своих материальных проявлениях, то есть им подвластны только случайные явления, впрочем, часто наблюдаемые, например, в аудиотехнике. К подобным явлениям я, кстати, отношу и рандомизацию фаз [4], а также такой эффект, как окраска звучания, которая, казалось бы, по совершенно необъяснимым причинам возникает в электрических цепях. Почему высокоорганизованная энергия ускользает от объективных измерений? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности! Дело в том, что любая энергия (как, впрочем, и информация) не материальна. Эйнштейн сто лет назад доказал, что физическая энергия имеет ничтожную массу и занимает ничтожный объем[3]. Именно поэтому количество энергии никогда не определяют как материю, а оценивают только по произведенной ею работе. Какую работу производит высокоорганизованная энергия? Оказывается, вполне материальную — я имею в виду работу жизни. Конечно, написанное мной плохо укладывается в рамки сложившихся к началу XX века материалистических представлений, однако на самом деле оно им не противоречит. Сейчас, когда наступил XXI век, пора уже признать существование более высоко организованных энергий, которые пока даны нам не в осмысление, а в ощущение, и то лишь наиболее восприимчивым из нас, то есть тем, кто слышит музыку, ибо именно музыка соединяет живое и неживое, а также материальный и нематериальный миры. Восприятие окраски звучания Свидетельством № 2 нашего соприкосновения с высокоорганизованными энергиями является венец творения — человек, которого (как и всех живых существ) отличают желания и переживания, а также неограниченные возможности восприятия того, что нельзя измерить даже сверхвысокочувствительными приборами. Читатели, наверное, не раз видели по телевизору передачи, в которых слепые, к тому же с завязанными глазами, управляют автомобилем, рисуют картины, читают книги... В России есть даже спецшкола, где детей обучают видеть без помощи глаз[4]. Любой материалист скажет: “Этого не может быть, потому что не может быть никогда!” Тем не менее, факты видения без помощи глаз экспериментально подтверждены академиком Н. П. Бехтеревой. Установлено также, что у любого человека в результате специальной тренировки в течение недели (!) могут развиться такие способности. Что же это, как не способность воспринять то, чего мы не можем измерить и что не выражено в физической форме? Думаю, здесь мы как раз имеем дело с тем, что я называю высокоорганизованными энергиями. Как я предполагаю, именно из этих энергий соткана иная - не вполне по нашим понятиям материальная - реальность. Таким образом, непосредственно из наблюдений за особенностями нашего восприятия вытекает вывод о присутствии в мире кроме грубой материальной реальности еще и реальности тонкой, нематериальной [5]. Остановлюсь на некоторых аспектах грубой и тонкой реальностей. 1. Грубая реальность - это все, что окружает нас в материальном мире, что через органы чувств находит отражение в нашем восприятии и проецируется в сознании. Она прекрасно соотносится с объективными представлениями о мире. Именно поэтому слуховая грубая реальность доносит до нас те атрибуты звука, которые могут быть выражены в количественной форме, такие как громкость, длительность и т. п., то есть наши субъективные оценки в этом смысле напоминают объективные измерения. 2. Тонкая реальность - это воспринимаемый нами на чувственном уровне мир высокоорганизованных энергий. В мире звуков эта реальность сопутствует физическим звукам и ощущается нами даже без участия органов слуха. Об этом свидетельствует несовместимый с представлениями о механике среднего уха, однако, подтвержденный психофизикой [6] факт улавливания слушателями межушных временных различий между сигналами величиной в 10 мкс. Восприятие тонкой реальности практически всегда блокируется нашим сознанием, поэтому о ней мало кто может что-либо рассказать. Если же слушатель и дает какое-то словесное описание тонкой реальности, то оно оказывается подсознательной реконструкцией тонких ощущений в грубую, чаще всего воображаемую реальность. Воспринимаемая нами окраска звучания - это тоже своего рода реконструкция ощущений тонкой реальности в реальность грубую. На развитии именно способности к такой трансформации основано упомянутое выше обучение видеть без помощи глаз, слышать без помощи ушей и т. д. Несколько слов о том, как отличить тонкую реальность от грубой. Грубая реальность обязательно имеет порог различения, так называемый дифференциальный порог [7]. Скажем, если по громкости звуки отличаются меньше, чем на 0,5-1 дБ (закон Вебера - Фехтнера), слушатель решает, что звуки имеют одинаковую громкость. При восприятии тонкой реальности не существует порога, ниже которого звуки кажутся одинаковыми. Иначе говоря, любые тонкие различия между звуками мы всегда “слышим”. А потому различия эти кажутся очень значительными, а часто даже катастрофическими. Механизмы нашего восприятия тонкой и грубой реальностей обычно конкурируют. Причем в этом соревновании грубая реальность чаще всего побеждает, так как имеет прямой доступ к сознанию, - особенно в тех случаях, когда сравниваемые сигналы быстро сменяют друг друга. Механизм же восприятия тонкой реальности работает эффективно только тогда, когда ему не мешает оценка реальности грубой. При аудиоэкспертизе оценивание тонкой реальности происходит лишь тогда, когда сравниваемые звучания следуют с большим перерывом - не менее двух минут [5]. При быстрой же смене звучаний мы перестаем замечать изменение окраски, но зато начинаем слышать изменение АЧХ. Зависимость окраски, вносимой элементом, от его местоположения в электрической схеме Изучение влияния местоположения электроэлемента в аудиосхеме на вносимую им окраску звучания обычно вызывает у экспериментатора шок или минимум замешательство. Пожалуй, самый удивительный наблюдаемый эффект - это зависимость окраски, вносимой в звучание проводником (катушкой индуктивности, конденсатором или резистором), от направления его включения в передающую звуковой сигнал электрическую цепь. Оказывается, на каждый такой, казалось бы, совершенно симметричный двухполюсник можно ставить штамп-стрелку с указанием правильного включения. Подобным образом многие аудио-фирмы обозначают направление включения производимых ими кабелей. О существовании правильного и неправильного направления включения проводов и других аудиокомпонентов давно известно большинству аудиофилов. Но, тем не менее, сообщения об этом в прессе до сих пор шокируют многих ученых мужей. Ведь кому как не им знать, что звуковой сигнал в электрической цепи - это переменный ток, а проводник при прохождении через него такого тока совершенно симметричен. Еще одно наблюдение, вызывающее комплекс неполноценности у разработчиков аудиотехники. Ни для кого не секрет, что электрический ток от источника через нагрузку протекает по замкнутому контуру. Скажем, по "теплому" проводу ток движется в сторону нагрузки, а по другому, “холодному”, возвращается обратно в источник (или наоборот). Если это правило рассматривать как непреложную истину, а также принять, что стрелка на используемом проводнике в цепи теплого провода направлена от источника сигнала к его приемнику, то какое направление стрелки на проводнике будет правильным при его включении в цепи холодного провода? Вот и не угадали! Обозначенное стрелкой направление на проводнике никак не связано с направлением прохождения через него электрического тока. Дело в том, что указанное стрелкой направление на проводнике (как и на любом другом двухполюснике) не должно соответствовать направлению тока в замкнутом контуре. Оно должно указывать путь от причины к следствию. Поясню, как это следует понимать, на примере межблочного кабеля. Причиной в этом случае является сигнал от источника (например, от предварительного усилителя), а следствием - сигнал на входе приемника, то есть усилителя мощности. Следовательно, направление стрелки, как на теплом, так и на холодном проводе межблочного кабеля должно быть одинаковым: от предварительного усилителя к усилителю мощности. Все подвергнутые проверке аномальные явления свидетельствуют, что связи между окраской, создаваемой проводниками, в том числе другими линейными двухполюсниками, и законами электрического тока нет. Более того, окраска не связана, во всяком случае, предсказуемо, ни с силой протекающего через двухполюсник тока, ни с падающим на нем напряжением, ни с сопротивлением нагрузки цепи, ни с прочими подобными параметрами. Например, поскольку проводник, через который сигнал подается на управляющую сетку лампы, в явном виде не является проводником электрического тока, а переносит только электрический потенциал, то по законам электрического тока концы этого проводника всегда должны быть эквипотенциальными. Как показывают точные измерения, так оно и есть! Однако, по данным субъективных тестов, именно этот проводник вызывает особенно заметную окраску звучания. И, наконец, третье наблюдение. Как выяснилось, нет никакой связи между интенсивностью окраски, вызванной проводником (или другим электроэлементом), и его долевым участием в передаче звукового сигнала. Окраску вносят электроэлементы, которые вообще не участвуют в передаче звукового сигнала. Сетевой провод, например, оказывает такое же влияние на окраску звучания, как и кабель, доставляющий звуковой сигнал в громкоговоритель. Загадкой остается влияние на окраску и направления, если так можно выразиться, включения обмоток силового трансформатора. Лично у меня особое недоумение вызывает совершенно аномальное явление, неоднократно наблюдавшееся мною и моими друзьями. Речь идет о внесении в звучание окраски цифровым кабелем, через который проходит звуковой сигнал, подвергнутый с помощью “мясорубки”, называемой АЦП, преобразованию в цифровую - самую помехозащищенную - форму. Поразительно само по себе то, что мы вообще слышим в этом случае внесение окраски в звучание, но еще более удивляет, что окраска эта похожа на ту, которая возникает при использовании кабеля в аналоговой цепи. Отсутствие связи между звуковой окраской, вносимой электрическими цепями, и законами электрического тока я воспринимаю как свидетельство участия в передаче музыкальных сигналов не электри-ческой, а некой неизвестной нам энергии. То, что эта энергия (аналогично призракам, проходящим сквозь стены) свободно проникает сквозь диодные мосты, фильтры питания, АЦП и ЦАПы, можно считать свидетельством № 3 соприкосновения слушателя посредством аудио именно с высокоорганизованной энергией, которая не подчиняется законам, действующим в привычном нам материальном мире. Зависимость окраски звучания от конструкции элемента и от использованного для его изготовления материала Я уже писал как бы в шутку [8], что советские послевоенные конденсаторы КБ Г, которые являются точной копией конденсаторов, изготовленных фирмой “Siemens” в 1930-1940-е годы, делались в СССР на трофейном оборудовании и даже из трофейных материалов, однако по качеству звучания заметно уступали произведенным “Siemens”. Объяснения этому никто пока не дал. Нет объяснений и тому, почему лампы серии ЕСС, выпущенные в 1950-е годы фирмой “Telefunken”, звучат много лучше, чем их точные копии, изготовленные много позже в Югославии. И ведь подобные примеры не единичны. Замечено, что аудиоаппаратура, выпускаемая в нынешнее время, по качеству звучания уступает той, что была произведена двадцать, тридцать и более лет назад. Причем эта тенденция просматривается, несмотря на успехи в конструировании электронных компонентов и на применение новых, более совершенных технологий. Многие производители аудиотехники, обнаружив сей факт, скоропалительно вернулись к использованию в своих разработках старых технических решений. С 1980-х годов вновь получила распространение ламповая усилительная техника, а также схемотехника 1930-1950-х. Но и этот путь не стал спасительным для аудиоиндустрии. Сегодня практически все аудиофирмы столкнулись с описанными выше явлениями и поэтому, потеряв всякую надежду получить ответы на возникшие вопросы от ученых мужей, ищут их, ориентируясь, прежде всего, на «золотые уши» своих аудиоэкспертов. Другого пути просто нет. Кстати, только так удалось уловить хоть какие-то закономерности в появлении аудиочудес. Установлено, к примеру, что большую долю ответственности за возникновение окраски в электроэлементах несут используемые в них электропроводящие материалы, причем даже в том случае, если проводники из этих материалов не оказывают протекающему току никакого сопротивления; на втором месте по влиянию оказались диэлектрики, и только на третьем - конструкция элементов. Принцип действия и физические параметры электроэлементов обычно вообще не оказывают влияния на окраску звучания. Несколько подробнее остановлюсь на том, как влияет на звук и его окраску материал, из которого изготовлен проводник. Давно замечено, что проводник из чистой меди или чистого серебра имеет чистое и ясное звучание. Хороших результатов можно добиться, если использовать сплавы, такие как латунь или константан. Хуже всего ведут себя проводники из стальной или алюминиевой проволоки. Во всех случаях отжиг проводника нивелирует вносимую окраску. Значительный вклад в окраску вносят размеры токопроводящих элементов. Чем больше элемент (имеется в виду сечение его токопроводящей части), тем более низкий “голос” имеет вносимая им окраска. В то же время длина проводника существенного влияния на окраску не оказывает. Я уже отмечал и раньше [9], что электровакуумные лампы с одними и теми же параметрами, но с разными по размеру анодами, звучат по-разному: лампы с большими анодами имеют более низкий голос окраски, а окраска звучания ламп с маленьким анодом сосредоточивается в верхнем регистре звуковых частот. Аналогичным образом ведут себя пайки. Пайки маленького размера - не более 0,5 мм3, имеют прозрачное, окрашенное в самом верхнем регистре звучание. Крупные пайки - капли 1-2 мм3 - звучат на высоких частотах тускло и неразборчиво. Как вы заметили, все приведенные факты близко соприкасаются с физикой, химией и даже с материаловедением, - но физического или химического объяснения они не имеют. Погрузившись в область чистого опыта, причем совершенно материального, мы снова столкнулись с нематериальным миром. Будем считать это соприкосновение свидетельством № 4. Об этом говорит, в первую очередь, наша неспособность повторить звучание старых аудио-аппаратов, произведенных еще в 1930-1940-е годы такими фирмами, как “Telefunken”, “Klangfilm” или “Western Elektric”[5]. Кстати, скрипка Страдивари, наверное, еще более убедительный пример неподвластной осмыслению инженерами-материалистами неповторимости. А ведь неповторимость эта явлена миру более 300 лет назад. Известный скрипач Сергей Стадлер рассказывал мне, что когда он играл на скрипке, принадлежавшей в прошлом Никколо Паганини, то ясно ощущал, как скрипка великого маэстро управляет его игрой. Сравнение звучания совершенно одинаковых по конструкции конденсаторов (о них шла речь в начале раздела), изготовленных из одних и тех же материалов руками немцев (с одной стороны) и руками славян (с другой), к тому же при разных государственных режимах (что, как показали эксперименты, тоже немаловажно), позволяет утверждать, что окраска звучания не зависит от конструктивных или вышеназванных физических, химических и прочих материальных факторов, которые, как я думаю, были “подброшены” нам какой-нибудь сущностью специально для того, чтобы ввести нас в заблуждение. Дело здесь совершенно в ином - окраска доносит до нас энергетику творца (правда, с маленькой буквы), то есть того мелкого служащего, которым аппарат (или элемент) был сделан; наверное поэтому художественная ценность “Черного квадрата” Малевича заключена не в самом квадрате (скажем, не в геометрической точности его исполнения), а в высокоэнергетических прикосновениях его создателя к холсту. Взаимодействие окрасок, вносимых элементами аудиосистемы Я уже отмечал и снова повторю, что каждый элемент аудиосистемы вносит свою окраску в звучание или, говоря образно, поет своим голосом. Что происходит, когда элементов в аудиосистеме много, как взаимодействуют между собой их голоса? Оказывается, происходит то же, что и при хоровом пении. Если басовые, теноровые и сопрановые голоса хорошо сбалансированы - кстати, это всегда удавалось Герберту фон Караяну, - хор имеет матовую, нейтральную, тонально сбалансированную окраску звучания. В этой нейтральности звучания хора есть особая красота; хор при этом остается хором, более того, мы еще более явственно слышим в нем каждый голос. Если же в хоре какая-то группа певцов, например сопрановая, заметно выделена, то слушатель воспринимает такое звучание как несовершенное. То же относится к взаимодействию окрасок в аудиоаппаратуре. К сказанному хочу только добавить, что правильное сбалансированное взаимодействие окрасок достигается когда: - в аудиосистеме с хорошим разрешением слышны все окраски (точнее, голоса всех электроэлементов), поэтому в любом случае следует избегать применения электроэлементов с неприятной, раздражающей или вульгарной окраской звучания; - окраски звучания в аудиосистеме складываются, но не вычитаются друг из друга. Иными словами, неприятную окраску звучания нельзя компенсировать, добавив в аудиосистему элемент с противоположной по характеру окраской. Конечно, идеальной системой стала бы та, которая вообще не вносит окраски, но неокрашивающей аудиоаппаратуры в природе не существует. Вот почему пытаются не убирать окраски, а установить между ними равновесие, баланс. Подобный процесс я называю гармонизацией. В простейшем случае баланс достигается уравновешиванием только двух окрашенных областей, характерные частоты которых совпадают с частотами нижней и верхней формант звучания струнных инструментов (скрипок и виолончелей). В связи с этим встраивание в аудиосистему зон окраски, расположенных на частотах 500, а также 2500-3000 Гц, я сказал бы, буквально напрашивается. Напомню, что у музыкальных инструментов подчеркивание частот в окрестности 500 Гц придает звучанию плотность и основательность, а подчеркивание на частотах 2-4 кГц - яркость и полетность. Насколько правилен такой путь для high end? Ведь окраска на формантах выражает именно индивидуальность звучания музыкального инструмента, тогда как аудиоаппаратура, будучи предназначенной для воспроизведения самой разной музыки, должна звучать нейтрально. С моей точки зрения, правильное решение — это компромисс между индивидуальностью аппаратуры и ее “всеядностью”. Такого компромисса в свое время добилась британская корпорация “ВВС”. Звучание ее радиовещательного оборудования получило даже специальное название – “английский звук”. Эстетическая ценность английского звука - это, пожалуй, последнее и главное свидетельство существования нематериального мира высокоорганизованных энергий. Назову его свидетельством № 5. В чисто материальном мире эстетических ценностей, как известно, быть не может. ··· Тональный баланс — легко воспринимаемый слушателями показатель качества звучания, который имеет отношение к формированию слуховых ощущений, непосредственно проецируемых в сознании. Но тональный баланс, как и ряд других признаков звучания, находится на первом, самом нижнем, уровне восприятия. А ведь есть еще три более высоких уровня . Именно здесь происходит восприятие самых тонких свойств звучания, свидетельствующее об удивительных слуховых явлениях, которые однозначно указывают на то, что аудиоаппаратура наделена характерами живых сущностей, о чем, кстати, в свое время писал Сакума . http://aml.nm.ru/articles/colouration.htm

Ответов - 3

puha: На земле лесов нет! Окружающий мир совсем иной, нежели мы наблюдаем сквозь призму привычки и опыта, и призма эта икажает, ох как сильно! http://www.pravda-tv.ru/2016/06/23/237693/na-zemle-lesov-net

Стасег: Кстати насчет окраски звучания, после 2000-х большая часть музыки идет полностью с компьютерной обработкой, то есть цепочка аналог-цифра-процессор-цифра-преобразователь-аналог-затем еще раз цифра mp3-преобразователь-динамик. Я не то что дохрена музыкант или меломан, но ощущения такие как-будто играет и поет UFO или какой-то сраный робот, причем задницей. Мне вот нравиться деревянно-аналоговый такой звук электроакустической гитары записанный на 4 дорожечную ленту.

puha: Нам только кажется, что мы правильно понимаем, что такое время. Обычно мы считаем, что время нашей жизни течет из прошлого в настоящее, а затем – в будущее. Но это большая иллюзия нашего ума. Если принять такую концепцию времени, тогда наше прошлое определяет наше настоящее и наше будущее. А наши прошлые этапы жизни определяют и создают наши настоящие и будущие этапы. На конкретном примере это выглядит следующим образом. Сопливый младенец, который ходит под себя и едва выговаривает первые слова, совершенно еще беспомощный и неопытный в нашем физическом мире, определяет мировоззрение зрелого, взрослого человека, творит его как его прошлое. Этого сопливого младенца, в свою очередь создает и направляет по жизни мудрая обезьяна, горилла или шимпанзе, как прошлое человека как биологического вида. Гориллу или шимпанзе порождает и учит уму-разуму ее первая клетка, или амеба, которая выбралась из моря на сушу. Амебу в свою очередь наставляет на путь истины химическая молекула. Молекула в свою очередь создается атомом и подчиняется ему, атом – энергетическому кванту, а квант - бессознательной изначальной вечной энергии вакуума. И все. Тупик. Приехали. При такой концепции получается, что всем управляет бессознательная энергия и процесс развития идет от все более сознательных форм жизни ко все менее сознательным, вплоть до полного бессознательного. Это весьма причудливая материалистическая концепция времени. Развитие такого типа именуется деградацией. То есть наш ум психологически благодаря материалистическому учению сознательно и подсознательно воспринимает жизненный процесс как деградационный, когда прошлые этапы этого жизненного процесса определяют, создают и управляют его настоящими и будущими этапами. И чего тогда удивляться, что люди не могут творчески самореализоваться, раскрыть свой потенциал, что они пьют, курят, принимают наркотики, ненавидят и убивают друг друга. Подсознательно при такой умственной парадигме человек стремится не от человека к ангелу, а от человека к обезьяне. Такое поведение обусловлено иллюзией человеческого ума, особым восприятием человеком психологического времени в лучших традициях материалистического мировоззрения. А деградация происходит потому, что мы неправильно вообще понимаем, как правильно течет время. А нормальный его ход, - это не движение времени от прошлого в настоящее и в будущее, а его движение из будущего в настоящее, а из настоящего – в прошлое. Наше человеческое время – это наш человеческий потенциал, программа нашего развития, заложенная в нас свыше Создателем. А потенциал – это всегда будущее, но никогда не прошлое и не настоящее. Будущее он потому, что ему еще только предстоит проявить себя практически, реализоваться в проявленной форме. Мы не можем быть из прошлого только потому, что в прошлом нет потенциала, нет программы развития. Наоборот, прошлое – это только опыт реализации потенциала, опыт реализации программы развития, но он всегда вторичен по отношению к потенциалу. Практическое проявление потенциала называется настоящим. Когда настоящее переходит в прошлое, сменяясь новым настоящим, мы приобретаем практический опыт реализации потенциала, реализации нашего будущего, который необходим нам для нашего совершенствования через создание нового потенциала, нового, более совершенного будущего с учетом практики его реализации. В человеческой жизни это новое будущее проявляется как наши новые планы, наши цели и задачи, которые мы ставим перед собой и которые меняем и корректируем с учетом нашего жизненного опыта. Тот, кто раньше случайно лез пальцами в розетку, уже не лезет туда больше, потому что получил удар током. Он задает себе уже новое будущее, новый потенциал с учетом своего прошлого опыта, конечно, в рамках своих возможностей, определенных программой Создателя. Мы не идем из нашего прошлого в наше будущее, мы всегда идем только из нашего менее совершенного будущего в наше более совершенное будущее. И это уже не материалистическая, а реалистическая временная парадигма. Мы всегда снова и снова творим наше будущее в каждый момент времени с учетом нашего опыта, нашего прошлого. Мы постоянно живем этим будущим – потому что ежеминутно что-то осознанно или неосознанно планируем. Так мы совершенствуем свой потенциал, свое будущее, когда-то заложенное в нас Создателем в рамках наших возможностей. Настоящее возникает только при развертывании этого потенциала, это форма его проявления, реализации. Поэтому оно, как и прошлое, всегда вторично по отношению к будущему и необходимо, как и прошлое, для совершенствования этого будущего. Прошлое – это опыт реализации этой программы, этого потенциала, необходимый для нашего совершенствования, а Создателю опыт нашего прошлого необходим для задания нам более совершенного потенциала, более совершенной программы жизни и развития с учетом ее практической реализации. Приведем конкретный пример, как можно совершенствовать такую программу. Компьютерный программист пишет программу. Это алгоритмы, крючочки, непонятные символы. Реализация этой программы – старая система «Лексикон», где мы можем набирать и редактировать тексты. Согласитесь, непонятные нам символы и крючочки – потенциал, будущее программы «Лексикон» - это не экран с набранным и отредактированном нами текстом. Наш текст и наша редактура в открытом нами файле – это лишь форма реализации, форма проявления того потенциала, той компьютерной программы, которую нам написал программист. Но мы ее не воспринимаем, так как не владеем языком и навыками программирования. Мы воспринимаем ее только как наш текст в настоящем, актуальном времени. Со временем программисты проанализировали опыт использования старой компьютерной программы «Лексикон», поняли его недостатки и ограничения и создали более совершенную программу, «Виндоуз». Был задан более совершенный потенциал, более совершенная программа, открывшая нам новые возможности. Все идет из будущего и делается только ради будущего. Но выдвинуть новую парадигму времени – это еще не цель этой статьи. Цель этой статьи – дать читателям понимание многомерного времени, так как линейное физическое время – такая же иллюзия ума, как и движение времени из прошлого в настоящее и затем в будущее. Что же такое многомерное время? Многомерное время представляет из себя совершенную, не процессуальную систему координат (полный покой), заключающую в себе четыре временных потока и задающую потенциал этих потоков, и совершенствующую этот потенциал. В свою очередь более высокий потенциал более высокого временного потока управляет и совершенствует менее высокий потенциал менее развитого временного потока. Что же это за потоки времени? Самым низшим временным потоком является так называемое физическое или относительное время, это временной поток нашей вселенной. Наша физическая вселенная имеет начало и конец, поэтому она меняется и развивается от менее совершенных форм к более совершенным формам. То, что не имеет ни начала, ни конца, вечное, не имеет формы. Поэтому вечное является не конечно-бесконечной реальностью, как относительные циклы развития, циклы рождения и смерти, а безграничной реальностью. Вечное как безграничная реальность не способно к самостоятельному развитию, оно развивается опосредованно, через информацию от временных форм и поэтому вечность нуждается во времени. Развиваться способно только то, что имеет форму, так как форма помогает отделить одну реальность от другой реальности, а это дает возможность развивать свой интеллект и дух. Но относительное время имеет свои недостатки, главный из которых – не устойчивость, кризисность, двойственный, эволюционно-деградационый характер процесса развития, если время не осознает свою вечную суть и не стремится объединиться с нею. Поэтому информация, которую вечность получает от времени, также вносит в нее наряду с гармонией и дисгармонию, что является главным недостатком настоящего этапа в развитии космоса. Отсюда вечность поляризована наряду со временем, и, как и время, не находится в гармонии и не развивается в гармонии. Более высоким временным потоком, управляющим относительным потоком физического времени является вечный временной поток. Вечный временной поток – это не физическая, внешняя, а метафизическая, внутренняя вселенная. Особенностью вечного временного потока является то, что этот поток не имеет ни начала, ни конца. Он не подвержен ни рождению, ни смерти, он есть вечно сущий. Развитие вечного временного потока происходит опосредованно, за счет информации, которую он получает от управляемого, контролируемого и совершенствуемого им относительного временного потока, в котором существует наша физическая вселенная. Именно вечный временной поток задает новый потенциал относительному временному потоку на всех этапах его бесконечного существования и поляризованного развития. Поэтому метафизическая полностью вселенная управляет жизнью физической вселенной, бесконечным циклом ее рождений, существований и смертей. Нормальному развитию космоса сильно мешает поляризация, разрыв между относительным, временным и абсолютным, вечным временными потоками, а также иерархический принцип организации космических временных потоков, который мешает свободному информационному обмену между ними, а свободный информационный обмен необходим для устойчивого, гармоничного развития космоса. Нормальное развитие космоса должно идти только через взаимную интеграцию времени в вечность и вечности во время, что порождает новый, бессмертный космос, а затем и совершенный космос. Но пока этой взаимной интеграции препятствует иерархическая ветхая матрица миропорядка, потому что для нее это означает утерю власти над космическими процессами. В иерархической космической системе еще более высоким видом временного потока, чем вечный временной поток без начала и конца (внутренняя вселенная), является бессмертный временной поток. Этот поток задает вечный временной поток как будущее, задает и совершенствует его потенциал. Особенностью бессмертного временного потока является то, что он имеет относительное начало (начало без начала) и относительный конец (конец без конца). Бессмертие – это взаимодействие, взаимосвязь, единство и тождество времени и вечности как их осознанное отсутствие. Безначальность здесь соединяется с началом, бесконечность – с концом. Во взаимосвязи вечность и время являются полностью самостоятельными началами, управляемые бессмертием через взаимодействие этих начал, в единстве они являются частью друг друга, управляемыми бессмертием как единством, в тождестве вечность является временем, а время – вечностью, управляемыми бессмертием как их тождеством. Все это – формы бессмертия. Бессмертие – это срединная вселенная, связывающая внешнюю физическую вселенную с внутренней метафизической вселенной. Выше бессмертного временного потока (срединной вселенной) располагается абсолютный временной поток, главная форма проявления совершенного покоя как изначальной и конечной реальностей. Абсолютный временной поток – это синтетическая вселенная как синтез бессмертия, вечности и времени, когда они уже не существуют как самостоятельные начала, а становятся Одно, Единое Целое. Абсолютный временной поток полностью управляет, контролирует бессмертный временной поток и задает его потенциал, задает его как будущее. Особенность абсолютного времени в том, что он имеет относительно-абсолютное начало и относительно-абсолютный конец. Абсолютное время – это безначально-начальное начало без начала, и бесконечно-конечный конец без конца. Для абсолюта характерна бинарность вечности и времени, когда время является не только временем, но и вечностью, а вечность является не только вечностью, но и временем. Выше абсолютного временного потока находится только совершенная реальность как полный покой – чистое осознание или осознанное отсутствие времени вообще, всех временных потоков, начиная с самого высшего, абсолютного временного потока и заканчивая самым низшим, относительным временным потоком. Полный покой задает потенциал, будущее, программу развития всех временных потоков, времени вообще. Немного о моделях многомерного времени. Символически относительное время можно представить как прямую линию, имеющую точку начала и точку конца. Вечное время можно представить просто как точку. Это неизменное «здесь и сейчас». Объединение вечности и времени, бессмертное время можно представить как круг с точкой посередине этого круга. Все дело в том, что если мы совмещаем вечную точку «здесь и сейчас» с временной линейной прямой, то эта временная прямая свертывается во временное кольцо, полностью интегрированное в точку вечности «здесь и сейчас». Затем это временное кольцо в точке вечности преображается в вечную и бесконечную спираль космического развития, где уже нет рождений, становлений и смертей, нет деградации и эволюции, а есть лишь единое устойчивое гармоничное развитие через стабилизацию интеллекта и дестабилизацию духа, когда эта спираль становится абсолютным временным потоком. Высшую форму такой спирали развития можно представить как превращение временного кольца в точке вечности в синтетический шар, где отсутствует и временное кольца, и точка вечности. Этот шар преображается в абсолютный временной поток, вечную и бесконечную абсолютную спираль развития, которая для отдыха периодически переходит в совершенное состояние паранирваны как полного покоя, а потом продолжает свое бесконечное и вечное развитие. В заключение хочу сказать следующее. Еще Сократ говорил, что человек есть Мера всех вещей. И в этом – великая мудрость этого древнегреческого философа. Применительно к этой статье эти его бессмертные слова могут звучать следующим образом: «С точки зрения понимания многомерного времени человек – это Мера всех вещей как совершенная саморазвивающаяся точка пересечения временной (внешней), вечной (внутренней), бессмертной (срединной) и абсолютной (синтетической) временных систем координат». http://www.sunhome.ru/journal/145127




полная версия страницы