Дайдо джуку, спорт или Искусство

chaos: Поклонникам восточных единоборств этот вид хорошо известен - они даже называют его совершенным боевым искусством, каратэ XXI века. Непосвященным следует сказать, что после абсолютного первенства Японии турнир по этому виду, проводимый в российской столице, считается крупнейшим в мире. А в Европе он и вовсе первый, поскольку Московская федерация дайдо джуку каратэ до является центральным отделением в Старом Свете. Так что 'чемпионат Москвы', на мой взгляд, название довольно условное. И действительно, его участники - не только бойцы из российской столицы, но и посланцы из других городов России, Украины, Прибалтики и даже из Японии: это два мастера, прибывшие вместе с основателем стиля Адзумой Такаши. Забегая вперед, замечу, что уровень мастерства спортсменов очень высок, что, впрочем, на этих ежегодных соревнованиях стало уже традицией. Если дословно, то с японского дайдо джуку можно перевести как 'Искусство Великого пути' ('Дай' - большой, 'до' - путь, 'джуку' - искусство). Смысл этой фразы, как ее понимают японцы, таков: 'Нет ворот, выводящих на Великий путь. Каждый обязан построить их в своем сердце и идти к совершенству собственной дорогой'. Иными словами, есть великое множество способов достичь совершенства. Свой путь к этому совершенству около 17 лет назад нашел японский мастер боевых искусств Адзума Такаши. Он создал стиль каратэ, превосходящий по эффективности все, что существовало до этого в Стране восходящего солнца, да и в мире. Он максимально приближен к условиям реального боя. Поэтому его девиз: 'Дайдо джуку - реальнее только жизнь'. Замысел Адзумы-сан был прост, как все гениальное. За прошедшие века люди придумали огромное количество способов защитить себя без оружия. Если соединить наиболее эффективные технические приемы из различных видов единоборств в одном направлении, можно создать стиль будущего. Эта идея подсказала Адзуме Такаши и название его школы - 'Школа Великого пути' - Дайдо джуку. В Японии это, направление быстро приобрело огромную популярность и благодаря богатейшему арсеналу контактной техники стало именоваться 'Яростное каратэ'. Стиль объединяет в себе приемы каратэ, борьбы и бокса, в нем разрешены любые удары руками, ногами, в том числе локтями и коленями, в любую часть тела, кроме спины и затылка. Запрещены также прямые удары в суставы и в голову лежащего соперника. Четко разработанные правила и строгое их соблюдение судьями на соревнованиях позволяют почти полностью избежать травматизма. Так что любители поглазеть на кровь на татами будут жестоко разочарованы. К тому же бойцы используют защитную экипировку. Лицо и наиболее уязвимые зоны головы прикрывает специально разработанный в Японии шлем - 'supersave' с пластиковым забралом. Немалую роль в отсутствии серьезных травм играет и психологический настрой бойцов: выходя на татами, никто из них не ожидает легкой жизни, каждый знает, что здесь можно получить удар практически куда угодно. И настраивается на соответствующую защиту. Согласно статистике, тяжелых травм в дайдо джуку в несколько раз меньше, чем в так называемых бесконтактных единоборствах, где удар обычно приходится в незащищенную область и наносит бойцу серьезное повреждение, если его партнер, как принято говорить, 'превысил дозу допустимого контакта'. Примечательно, что основатель дайдо джуку Адзума Такаши тринадцать лет противился распространению этого стиля на Запад, хотя все его коллеги давно уже, используя хрестоматийное выражение, 'прорубили окно в Европу'. Строгий приверженец японских традиций и норм поведения, зачастую непонятных европейцам, Адзума-сан, как и другие его соотечественники, считал, что любое влияние извне может оказаться губительным для японской культуры. И, вырвавшись за пределы Японии, дайдо джуку под влиянием чужаков тоже потеряет 'свое лицо'. Лишь в 1994 году сэнсэй (учитель) решился расширить границы стиля и обратился в некоторые страны Европы. В ответ, однако, он услышал просьбы дать время на размышление: стиль жесткий, полный контакт - как бы чего не вышло. Первой страной, где он нашел мгновенную и горячую поддержку, оказалась Россия. И, наверное, не случайно: испокон веков русские люди славились неистребимым боевым духом и любовью к настоящим мужским единоборствам. 28 февраля 1994 года сэнсэй провел первый семинар в Москве, а уже полтора месяца спустя, в апреле, наши бойцы отправились на родину каратэ, чтобы показать, чему научились. А научились они многому. Теперь, четыре года спустя, русские каратисты уверенно теснят японцев на их же соревнованиях, все выше поднимаясь по ступенькам пьедестала почета, и в прошлом году на чемпионате Японии заняли первые места в двух коэффициентах. Официальным представителем Адзумы Такаши в России и Европе является Московская федерация дайдо джуку каратэ до, которую возглавляет чемпион Европы 1992 года Роман Анашкин. За прошедшие четыре года число бойцов, осваивающих этот стиль, только в одной Москве возросло более чем в десять раз. Кроме того, в других городах России и ближнего зарубежья создано около двух десятков филиалов. Поэтому есть все основания говорить, что 'Великий путь' уже проходит через всю огромную Россию. А между тем знатоки спорят: дайдо джуку это искусство или спорт? Здесь уместно отметить, что опасения консервативных японцев относительно того, что 'ветер с Запада' может принести в их самобытную страну необратимые изменения, начали потихоньку сбываться. Во всяком случае, боевые искусства Востока, созданные, по большей части, для самообороны, никогда не приравнивались к понятию 'спорт'. Не то чтобы в них вовсе отсутствовал соревновательный момент, но стремление победить на турнире не было самоцелью. Другое дело - в бою. Если бы меня попросили дать определение слова 'спорт' для школьного учебника, я, пожалуй, сделала бы это следующим образом: 'Спорт - это вид физической культуры, где все действия спортсменов направлены на достижение победного результата'. Ни один профессиональный спортсмен не станет тренироваться день и ночь ради собственного удовольствия, им всегда движет мысль о подготовке к очередным соревнованиям, которые необходимо выиграть. Изначальная идея каратэ не вписывалась в это определение. Бойцы тренировались не ради победы на турнирах, а во имя победы над собой. Не ради высшей ступени пьедестала почета, а для того, чтобы занять более высокую ступеньку на пути к собственному совершенству, достичь которого, как известно, невозможно. Сейчас соревнования по каратэ приобретают все более спортивный характер. И все-таки это все еще искусство, а не спорт. 'Если вы пришли в каратэ, чтобы все время побеждать, - говорит Адзума Такаши, -то вы попросту ошиблись адресом. Вам бы следовало приобрести пистолет и учиться стрелять. А в каратэглавное - научиться преодолевать препятствия, воспитывать тело таким образом, чтобы полностью подчинить его своему духу, своей воле'. В соревнованиях побеждают, как правило, не более упорные, а те, кого более щедро наградила природа. Врожденная скорость движения, координация, эластичность мышц способны дать солидную фору в любом виде спорта. В каратэ же, напротив, подобно палке о двух концах, природные способности могут ударить по своему обладателю. Тот, кому все сразу дается слишком легко, рискует никогда не научиться преодолевать трудности, воспитывать дух, а значит, никогда не стать настоящим мастером. Хотя знаменитое высказывание 'Тяжело в учении - легко в бою' принадлежит нашему соотечественнику, я не удивлюсь, если и у японцев существует нечто подобное: слишком уж отвечает этот постулат одному из основных принципов боевых искусств. Именно поэтому в Японии чествуют не столько победителей, сколько тех, кто приложил для достижения весомого результата больше сил и воли. Пусть даже и не победил. У московского чемпионата - много помощников. Московская федерация дайдо джуку каратэ до искренне благодарит всех, кто оказал ей помощь в проведении турнира: мебельный салон 'Гриффите', Фонд социальной поддержки ветеранов подразделений специального назначения правоохранительных органов и спецслужб, еженедельник 'Аргументы и факты', телеканалы НТВ+, СТС, ОРТ, ТВ-Центр, РТР, журнал 'Супермен'. В числе тех, кто оказал информационную поддержку, - и журнал 'Эхо планеты'. Сколько на свете пустых рук? Когда первые пособия и учебники по каратэ в 60-е годы появились в Советском Союзе, вряд ли кто предполагал, что у этого восточного, а точнее - японского единоборства (или, как любят говорить сейчас, военного искусства) окажется столько 'родственников', такое множество разных стилей. Объясняется это просто: боевые искусства родились в средние века, когда вооруженным до зубов самураям противостояли 'люди с пустыми руками', то есть невооруженные. Они-то и разработали разные приемы каратэ, или по-японски каратэ до, благодаря которым невооруженным людям удавалось противостоять вооруженным, отстаивая свое достоинство и жизнь. Чаще всего поклонники того или иного единоборства группировались вокруг монастырей, где служители культа совмещали роль духовных наставников (сэнсэев) с тренерскими обязанностями. Отсюда многообразие школ и видов того же каратэ. В том числе - и дайдо джуку. К слову сказать, пока это не самый распространенный вид в России, поскольку, по японским меркам, он совсем юн, но стремительно набирает число почитателей. Пожалуй, наиболее популярный в России стиль - каратэ-кекусинкай. В 50-е годы нашего века его создал японец Масутацу Ояма в противовес множеству бесконечных школ и самому принципу 'каратэ без контакта'. Кстати, дайдо джуку прямой 'потомок' этого стиля. Адзума Такаши - ученик Оямы - сам долгое время занимался кекусинкай и был неоднократным чемпионом. А потом, решив, что этот стиль недостаточно контактный, на его основе создал новый дайдо джуку. Все эти разновидности роднит то, что в зависимости от мастерства спортсмены получают пояса разного цвета - от белого до высшего черного. Сегодня каратэ наряду с такими классическими видами спорта, как бокс, кикбоксинг, борьба вольная и греко-римская, самбо и дзюдо, становится все более популярным среди молодежи. Возражать против этого не приходится. Практика показывает: молодые люди, занимающиеся этими видами спорта, становятся по-настоящему цельными личностями и крайне редко поддаются дурному влиянию и нездоровым привычкам.


полная версия страницы