Техника Оямы

chaos: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Новички, приходящие в залы воинских искусств под влиянием просмотра кинобоевиков, обычно ждут от мастера демонстрации каких-то невероятных приемов: высоченных прыжков с несколькими ударами ногами, незримых глазом скоростных ударов, изощренных приемчиков. Таков шаблон массового сознания, которое все измеряет КОЛИЧЕСТВОМ и не в состоянии оценить КАЧЕСТВО. Для профана мастер - это тот, кто бьет сильнее, быстрее, прыгает выше, разбивает больше кирпичей, умеет выделывать сложнейшие "вертушки", совершать акробатические прыжки. Однако каждый, кто потратил на изучение воинских искусств годы, знает, что далеко не всегда человек, обладающий этими качествами, побеждает в бою. Есть еще что-то, что и составляет подлинное мастерство. Его не увидеть глазом, не измерить, но, тем не менее, оно существует и действует в высшей степени эффективно, Подлинное мастерство не зависит от форм, ибо его основная характеристика - способность свободно изменяться, реагируя на изменения ситуации. Важнейшим его компонентом является мгновенная интуитивная оценка ситуации, которая слагается из оценки времени атаки и защиты, дистанции и мгновенно реализуется в конкретных действиях. Именно таким подлинным мастерством и обладал Ояма Масу-тацу. Боевая техника Оямы была лишена всякой вычурности. Он использовал простейшую технику: из ударов руками - сэйкэн гяку-дзуки (прямой кулаком руки, разноименной стоящей впереди ноге), уракэн-ути (хлесткий удар тыльной стороной кулака), маваси-ути (круговой удар кулаком), сётэй-ути (хлесткий удар основанием ладони); из ударов ногами - кин-гэри (удар в пах), кансэцу-гэри (удар ребром стопы в колено), маэ-гэри (удар вперед) и усиро-гэри (удар назад), и, тем не менее, одолевал любого противника. По словам Накамуры Тадаси, "в основе стиля спарринга канте (президента организации) Оямы лежало абсолютное владение техникой каратэ и его основами (кихон)", "Я восхищался стилем кумитэ его расцвета", - добавляет он. После того как начали проводиться соревнования по правилам Кёкусин, похоже, что практически все перешли на использование размашистых приемов, но в то время мы в равной степени использовали удары руками и ногами. Мы занимались каратэ, в котором использовались базовые приемы традиционного каратэ". Боевой стиль Оямы радикально отличался от того Кекусинкай, какой мы можем видеть сегодня на соревнованиях самого разного уровня, Как утверждает Като Сигэо, "движения Оямы были совсем непохожи на движения сегодняшних спортсменов, выступающих на уровне все-японского чемпионата по Кёкусин, Они были очень сильными и гибкими. Это были круговые движения, похожие на характерные движения китайского цюаньфа. В основе их лежал принцип: "Описывай круг с центром в точке, а прямая линия является лишь дополнением"... Ояме не нравился такой стиль спарринга, какой мы видим сегодня, когда соревнуются только в терпении, а бойцы, пропуская удар за ударом, идут вперед с безразличным видом. Если такого бойца свести в спарринге с по-настоящему сильным противником, его тут же уложат. К тому же, с такой техникой с быками не повоюешь! Сосай Ояма не раз говаривал: "Сегодняшние ребята ни козла, ни собаку убить не смогут"!". Ояма значительно превосходил большинство своих учеников и ростом, и весом, и физической силой. Своим ученикам он советовал всемерно развивать силу, так как из своего опыта боев с более крупными американцами сделал вывод, что одной техники недостаточно для победы. Например, Ясуда Хидэхару рассказывает: "Исходя из своего опыта состязательных боев заграницей, сэнсэй Ояма советовал нам: "Главное внимание нужно уделять развитию силы, а не технике". Другие, традиционные школы каратэ такой подход считали ересью, но, как говорится, "прежде чем сказать, что умеешь писать, обломай рога горному козлу". Если доведется сражаться с противником вроде борца, занимающегося кэтчем, исконное каратэ мало поможет. Поэтому учитель Ояма и говорил нам: "Мы уступаем иностранцам по физическим данным, поэтому просто сидеть, сложа руки, мы не можем. Нам нужна такая физическая сила, чтобы мы могли одним ударом "уложить" противника". В действительности, сила у него была колоссальная... Если он сближался с противником вплотную, он не только приподнимал его в воздух ударом локтем снизу вверх, но, поскольку обладал большой физической силой, то еще и отшвыривал на несколько метров от себя... Он учил, чтобы мы занимались исключительно развитием такой силы, которая бы позволила отшвырнуть противника, пропагандировал "силовое каратэ" и сам усиленно тренировался. "Малая техника - второстепенное, основное же - физическая сила", - говорил он. Я сам своим ученикам, бывало, говорил, что если полагаться только на силу, то снизится скорость движений, но в действительности суть проблемы в том, чтобы добиться их единства". Однако манере спарринга Оямы не была присуща ставка на грубую силу. По словам Оямы Ясухико, Ояма, "в отличие от других черных поясов, спарринговал не только очень яростно и строго. В его технике чувствовались изящество и осторожность". Яркую характеристику мастерства Оямы дает Като Сигэо: "С кем бы он ни стал спарринговать, это выглядело, будто в схватке сошлись взрослый человек и ребенок. Иногда он нарочно позволял нам наносить ему различные удары, и каждый раз, сказав что-нибудь вроде "хороший удар ногой", тут же наносил удар в ответ. Даже когда с учителем начинали спарринговать сэмпаи Асихара или Харуяма, через несколько мгновений они уже влетали в стены зала. Какие бы приемы ни применял его противник, ни один из них не достигал цели. У сосая безусловно не было равных". Когда в 1957 г. Года Юдзо попал в школу Оямы Масутацу, мастер уже отошел от активных поединков со своими учениками (здесь сказалась и травма колена) и в спаррингах только оборонялся. "Однако как взрослый человек балуется с ребенком, так и сосай "забавлялся" с "черными поясами" как с игрушками, не рассматривая такое кумитэ всерьез", -вспоминает Года. Им вторит Ояма Сигэру: "У меня был очень хорошо поставлен правый прямой удар кулаком (сэйкэн), но в сосая я попасть не мог никак". В бою Ояма был совершенно расслаблен и мгновенно контратаковал в ответ на любую попытку атаки. Хотя внешне его движения казались мягкими, он мог мгновенно взорваться и уложить противника одним ударом. "Для стиля спарринга канте были характерны мягкие защиты, неожиданные движения и изменения, но в момент кимэ он со сдавленным криком "У!" и с мощным выдохом из живота и киай в одно мгновение развивал колоссальную пробивную мощь", - вспоминает Накамура Тадаси. Расслабленность и мягкость позволяли Ояме двигаться совершенно свободно, изменяться в соответствии с изменениями ситуации. Благодаря этому, движения его были совершенно непредсказуемы. Он не использовал стандартных, запрограммированных связок и свободно применял практически любые приемы каратэ, так что его руки и ноги могли в любой момент вылететь с любой стороны по любой траектории. По выражению Оямы Ясухико, "руки сосая обладали абсолютной свободой изменения". К нему присоединяется и Накамура Тадаси: "Сзнсэй действовал абсолютно свободно и естественно, и мы никогда не могли "прочитать" его движения...". Эта непредсказуемость постоянно ставила учеников Оямы в тупик. "Когда он позволял нам свободно атаковать его, то со стороны казалось, что он почти не двигается. В действительности, во время спарринга мы просто приходили в смятение и не могли решиться атаковать его. Мы все раздумывали, откуда придет удар - сверху или снизу, и неожиданно оказывались на полу. Казалось, что дистанция достаточно велика и безопасна, что мы можем бить руками и ногами, но в одно мгновение он непонятным образом оказывался рядом с нами и каким-нибудь небольшим движением повергал нас на землю. Когда я сейчас вспоминаю об этом, я понимаю, что канте полностью контролировал и все атаки с дальней дистанции", - вспоминает Накамура. Ояма практиковал и прививал своим ученикам спарринг, весьма близкий реальной уличной драке. В нем разрешалось практически все: опаснейшие удары ногами в пах и в колено (одним из любимых приемов Оямы был топущий удар сверху пяткой в коленный сустав), тычки и шлепки пальцами по глазам, удары головой, броски, даже укусы. Кумитэ такого рода Ояма в 30-летнем возрасте практиковал ежедневно, схватываясь с несколькими десятками учеников подряд. Как правило, "черные пояса" группировались в команды по 4-5 человек, и каждый из них по 2-3 мин спарринговал с Оямой, уступая затем место следующему. Все это напоминало "мельницу" и длилось от 30 до 60 минут. При этом на кумитэ Ояма настраивался не как на учебный бой, разновидность игры в "войнушку", а как на реальную схватку не на жизнь, а на смерть. Като Сигэо вспоминает: "Учитель был силен не только в технике. Он далеко превосходил большинство людей силой и обладал замечательной силой взгляда - никто не мог устоять перед страшной силой его нахмуренных глаз". Во время спаррингов Ояма обязательно учитывал уровень подготовки своих противников. С младшими учениками он "работал" очень аккуратно, стараясь не причинять травм. Он позволял им себя атаковать и действовал от обороны. "Когда президент Ояма спарринговал с нами, своими учениками, он всегда только защищался. Провоцировал наши атаки и блокировал их", - рассказывает Накамура Тадаси. То же самое утверждает и Года Юдзо: "У меня практически не осталось впечатлений о кумитэ с сосаем Ояма по той причине, что свободного поединка как такового не было: как я ни пытался наносить удары руками и ногами, это было все равно, что толкать гору, слишком уж велика была разница в силе. Однако и чувства страха тоже ые было, т.к. сосай не проводил атакующих действий". Гораздо больше доставалось от него сэмпаям - братьям Ояма, Харуяме, Асихаре и др. Ояма Сигэру вспоминает: "Как-то раз во время такого кумитэ мой кулак попал в нос сосая. Буркнув: "Подожди чуток", - он вытер кровь, и тут все и началось. Он хватал меня, осыпал непрерывным градом ударов, волочил по полу, топтал ногами. Да-а, досталось мне здорово". Однако несмотря на всю жестокость кумитэ в период "додзё Оямы", которой порой походило на форменную уличную драку, Ояма никогда не наносил ученикам серьезных травм и обладал в высшей степени превосходным чувством контроля. Кроме того, он избегал наносить удары в голову кулаком, предпочитая основание ладони сётэй, а удары кулаком в корпус проводил не в полную силу. По словам Оямы Ясухико, "...сосай никогда не атаковал нас в полную силу. Даже выполняя уракэн, он, не сжимая крепко кулак, просто наносил быстрый легкий удар полурасслабленной рукой. Поэтому на следущий день после кумитэ с сосаем на теле не оставалось никаких повреждений. В то же время работа с другими черными поясами нередко имела весьма неприятные последствия. Несмотря на то, что кумитэ с сосаем часто затягивалось, после него всегда оставалось хорошее настроение. Его чувство любви к нам было скрыто тем "кнутом", которым, погоняя нас, он как-бы хотел сказать: "Отлично, давайте-ка еще позанимаемся...". Или, нанося мне удары: "Ясухико, давай, давай! ". Я полагаю это единственное, о чем он думал, обучая нас". С дальней дистанции из положения маэбанэ-но камаэ с вытянутыми вперед обеими руками Ояма мгновенно сближался с противником, из левосторонней стойки прихватывал переднюю руку противника правой рукой, а затем обрушивал на него град ударов: основанием ладони левой (сётэй), нукитэ правой рукой и хлесткий удар правой ногой в пах (кин-гэри). Ояма Ясухико в своих воспоминаниях описывает несколько комбинаций, которые Ояма Масутацу часто применял в спаррингах со своими учениками: "В кумитэ сосай Ояма обычно стоял полубоком с выставленной вперед левой ногой. Не успеешь и глазом моргнуть, а он уже приблизился к тебе, левой рукой сбил вниз твою переднюю руку и одновременно правой ладонью накрыл тебе лицо. После этого откуда-то снизу неожиданно следует уракэн левой рукой, использовавшейся для защиты... Иногда правой рукой сосай хватал за волосы, а затем наносил уракэн. Отведя левую руку партнера своей левой рукой, сосай сдвигал ее к центру груди и неожиданно наносил в бок ему удар локтем. Затем следовал уракэн левой и прямой правой в корпус. Разумеется, он не вкладывал всю силу в удар. Часто мне доставалось, когда сократив правым фумиаси дистанцию, сосай основанием правой ладони с громким шлепком наносил круговой удар (маваси-ути). Как правило, он приходился в район уха, так что в голове аж звенело. Если партнеру удавалось убрать голову, то сосай с размаха толчком сбивал его с ног. Когда я атаковал ударом левой передней руки, сосай блокировал и прихватывал ее своей левой рукой, правой хватал мое плечо и, закручивая мое тело влево, сильным толчком сбивал на пол. Вообще, бросковую технику он использовал довольно широко". СТОЙКИ (ТАТИ) И БОЕВЫЕ ИЗГОТОВКИ (КАМАЭ) Во время кумитэ Ояма чаще всего использовал высокие естественные стойки с освобожденной от веса передней ногой - нэкоаси-дати или кокуцу-дати - и стоял совершенно расслабленно и непринужденно. Он предпочитал левостороннюю стойку, но вперед нередко выставлял заднюю, правую руку. Правостороннюю стойку Ояма принимал только эпизодически, как правило, для того, чтобы продемонстрировать какой-то особый прием. Боевые изготовки (камаэ), т.е. позиции рук, туловища и ног, в арсенале Оямы были рассчитаны, прежде всего, на защиту лица, причем не только от ударов ногами, но и от ударов кулаком. Вот описание Като Сигэо его характерной боевой изготовки: "Он использовал боевую изготовку, в которой плечо передней руки постоянно защищало подбородок, а сама рука для защиты лица была поднята вверх в боевую изготовку маэбанэ-но камаэ - "крылья спереди". Ею он мягко отклонял удары противника. Он постоянно двигался по кругу во внешнюю от противника сторону, а потом, внезапно повернувшись, наносил удар основанием (передней) ладони в лицо. Этот его удар был неотразимым и настолько мощным, что буквально сносил противников с ног". В этой изготовке ощущается влияние бокса: та же стойка боком, то же левое плечо выдвинутое вперед для защиты подбородка. Многие воспринимают камаэ как нечто статическое. Однако боевые изготовки Оямы были совсем не такими. Его руки не фиксировались в одном положении, а напротив пребывали в постоянном движении. Рассказывает Накамура Тадаси: "Во время спаррингов сосай использовал различные боевые позиции: начинал бой в боевой изготовке маэбанэ-но камаэ ("крылья спереди") с обеими ладонями, выставленными вперед, а затем быстро сближался с противником с помощью перемещения ёриаси, переходя в позицию бирин-но камаэ (оуроко-но камаэ; "чешуя на хвосте") с выставленной вперед правой рукой в ударной позиции "рука-копье" поверх левой руки или в рюхэн-но камаэ ("изменения дракона") с обоими предплечьями, помещенными горизонтально параллельно друг другу перед грудью одна над другой и попеременно сменяющими друг друга. Эти выходящие то вверх, то вниз руки превращались в удары типа уракэн-ути либо в захваты за одежду противника в положении сюто - "рука-меч" (ребро ладони). Казалось, что рука Оямы сейчас нанесет тебе удар, но когда ты пытался защитить лицо, то мгновенно оказывался на полу, сбитый подсечкой сэнсэя, напоминающей лоу-кик". Схожую картину рисует и Ояма Ясухико: "Он то прижимал свою переднюю левую руку к груди и направлял правую руку основанием ладони сётэй в лицо противнику, то выставлял вперед левую руку, а правую руку прижимал к груди". УДАРЫ РУКАМИ Сэйкэн-дзуки Коронным ударом Оямы Масутацу был правый удар кулаком - сэйкэн гяку-дзуки. Он обладал у него колоссальной разрушительной силой. Стив Арнейл рассказывает, как однажды в начале 60-х гг. Ояма устроил грандиозное шоу для японского правительства. Он предложил Арнейлу одному держать одновременно пять досок, которые он собирался разбить ударом гяку-дзуки. Арнейл сказал, что это невозможно, и что он сам может получить травму. Но Ояма стоял на своем, а спорить с ним было не принято, и в итоге Арнейлу пришлось сказать "Ос-с"! Настраиваясь перед разбиванием, Ояма, как обычно, обхватил тело руками, подсунув их под куртку каратэги, затем решительно вышел в стойку и нанес удар. По словам Арнейла, его руки совершенно не почувствовали удара, кулак прошел сквозь доски, как сквозь воздух. Другой ученик Оямы, Года Юдзо говорит, что одно из наиболее ярких его воспоминаний о физической мощи мастера связано с показательными выступлениями 1960 г. в усадьбе Цуба-кияма. Тогда один из старших учеников не смог одолеть толстенный деревянный брус, а Ояма тут же с громким треском переломил его одним ударом. "Мне приходилось слышать, что от удара учителя у быков трескались кости черепа, и что во время демонстраций он запросто колотил большим железным молотком себе по костяшкам. И если бы меня спросили, какой прием сосая был самым замечательным, я бы сказал, что это был удар сэйкэн-дзуки. Возможно, именно поэтому он никогда всерьез не опробовал его на своих противниках из числа людей, ибо от такого удара любой противник просто бы умер", - вспоминает Като Сигэо. Последние слова не означают, что Ояма никогда не применял сэйкэн-дзуки во время спаррингов в зале. Это было "фирменное блюдо" для старших учеников, "Когда сэнсэй спарринго-вал не с нами, а с более опытными сэмпаями, случалось, что и он использовал удары кулаком. Поскольку я был всего лишь учеником первого класса средней школы высшей ступени, то канте меня просто щадил. Зато с сэмпаем Ясудой, уважаемыми Оямой Сигэру и Оямой Ясухико он спарринговал очень жестко, яростно", - вспоминает Накамура Тадаси. Когда он пускал правый гяку-дзуки в ход, по словам Като Сигэо, "все, кому бы сосай ни нанес удар кулаком, просто растягивались на земле".


полная версия страницы