Форум » История, политика, общество » Душанбе. Февраль 1990 года. » Ответить

Душанбе. Февраль 1990 года.

Андрей: В эти дни исполняется 24 года с тех событий. А события те, по свидетельствам очевидцев, носили ярко выраженный анти-русский подтекст. Я сразу оговорюсь: я не обвиняю ни в чем таджикский народ. Что произошло- то произошло. Зачинщики тех погромов были, скорее всего, НЕ-таджики. Кроме того, многие простые таджики в то время оберегали русских и укрывали их от погромщиков. В провокациях против русских в Душанбе, помимо прочих, также принимали участие тамошние евреи и узбеки. Привожу свидетельства очевидцев. Дододжон Атовуллоев: «Коммунисты и КГБ-шники «сдали» половину нетаджикского населения Душанбе»Дододжон Атовуллоев, журналист, таджикский оппозиционер и лидер движения «Ватандор», также рассказал «Фергане.Ру» о том, что он помнит и как воспринимает февральские события: «Февральские события 1990 года в Душанбе останутся в истории Таджикистана черной страницей, причем страницей непрочитанной. Никто до сих пор точно не знает, как могло случиться то, что случилось, не названы виновные в тех событиях. Нынешние власти стараются о феврале 1990 года молчать, вообще не вспоминать – ни плохо, ни хорошо. Даже камень, который был установлен на площади Шахидон в память двадцати шести невинно погибших людей, - даже этот камень куда-то исчез, и никто не знает, кто распорядился его убрать. А ведь на месте этого камня сначала хотели поставить памятник…Когда началась горбачевская перестройка, Таджикистан начал бурлить. В людях проснулась надежда, начали выходить новые газеты, организовывались митинги – но в этих выступлениях не было ни антирусских, ни антиармянских, ни протаджикских настроений. Люди критиковали компартию, которая тогда была у власти, были настроены антикоммунистически. Тогда еще не было организованной оппозиции, даже партий не было никаких, кроме КПСС. В Таджикистане тогда было только движение «Растохез» («Возрождение»), и в него входили студенты, молодые ученые, цвет таджикской интеллигенции. В конце февраля 1990 года должны были проходить выборы в парламент, и многие лучшие люди – журналисты, ученые, представители интеллигенции – пошли в депутаты на тех выборах. И если бы они были избраны, то в Таджикистане был бы самый демократичный парламент. Но после февральских событий всех этих людей – и меня в том числе, я тоже шел в депутаты от Пенджикентского округа – обвиняли в причастности к февральским погромам и беспорядкам. Душанбе бурлил. А к тому времени уже произошли события в Баку и Тбилиси. И мне кажется, что одной из главных причин февральских событий был дикий страх правящей партхозноменклатуры потерять власть. Таджикистан мог стать новым очагом беспокойства, и нужно было подавить эту новую волну, людей, которые посмели иметь антикоммунистические идеи. В моей газете «Чароги руз» было опубликовано сенсационное интервью тогда еще майора КГБ Абдулло Назарова о тех событиях. Сейчас Абдулло Назаров – заместитель председателя КНБ Таджикистана. И Назаров тогда впервые открыто и от своего имени заявил, что к февральским событиям имеют непосредственное отношение сотрудники КГБ Таджикистана во главе с тогдашним председателем КГБ Петкелем. Тогда интервью Абдулло Назарова произвело эффект взорвавшейся бомбы – он называл многие имена и то, как именно КГБ участвовал в февральских событиях. Им нужен был повод для подавления движения, представители которого могли стать новой элитой Таджикистана. Им нужно было подавить стремление к свободе – а значит, им нужны были погромы. И Назаров рассказал, как сотрудники КГБ, сексоты, осведомители стали провокаторами тех погромов. Я знаю лично многих людей, которые тогда выходили на площадь перед президентским дворцом. И ни у кого из них не было оружия. Во времена СССР вообще оружия у людей не было. А власти стали передавать в Москву сводки о народных волнениях, мол, все вооружены, бандиты… Они писали, что таджики якобы выступали против российских войск, что нападают на военнослужащих, на русскоязычных… Москва была введена в заблуждение. Да, потом уже начался беспредел. Но только после того, как на этом митинге были убиты невинные люди. И если бы из Москвы не прислали спецназ, группу «Альфа», если бы Москва не ввела танки – то я не знаю, чем бы все закончилось. Слава богу, что тогда удалось это остановить.Ведь что такое был Душанбе в 1990 году? Маленький Париж. Половина населения – таджики, другая половина – русские, евреи, узбеки, татары… На одной свадьбе могли говорить по-таджикски, по-узбекски, по-русски… Это был интернациональный город, и каждый, кто приезжал из кишлака в Душанбе, становился городским жителем… И когда после февраля русскоязычные стали уезжать – а это были лучшие, самые образованные люди, - то их отъезд стал страшным ударом, от которого Душанбе до сих пор не оправился. Сейчас Душанбе – это большой колхоз… Я никого не хочу оправдать. То, что тогда случилось, - случилось стихийно, потому что тогда не было какой-то партии, штаба, откуда это все организовывалось, не было лидера, вокруг которого сплотились бы люди и указания которого они выполняли. Но страшно, что коммунисты и КГБ-шники, стараясь сохранить свою власть, положили на алтарь жизнь и безопасность половину нетаджикского населения Душанбе. Провокаторы пускали слухи, что армянам, которых тогда много приехало в Душанбе из Азербайджана, дают квартиры, предназначенные таджикам – а ведь таджики по двадцать лет в очередях на жилье стояли… Люди вокруг Душанбе жили в страшной нищете, которая сопровождалась огромным приростом населения: в одном домике жило по четыре-пять семей.Люди на митинге просили: пусть Махкамов выйдет к народу, пусть объяснит! И если бы он вышел и сказал, что никто ваши квартиры никому не отдает, что армян поселили в эти дома временно, по закону гостеприимства, потому что у них трагедия, они лишились домов, родины – ведь все бы поняли! И не было бы ничего! Когда в аэропорту Душанбе стояло два самолета с армянами, которые вылетали в Ереван, Хаджи Акбар Тураджонзода говорил, что эти самолеты нужно показать по телевидению, чтобы люди успокоились. Мол, они улетают! Но никто не показал эти сюжеты по телевидению, об этом не рассказали в газетах.И Махкамов не вышел, напряжение росло. А когда погибли люди, то ситуация стала неуправляемой, толпа пошла громить. И уже забыли об этих армянах, громили жилые дома, где вообще жили нетаджики, громили магазины, склады… Начался беспредел. Начали свою игру чиновники, которые работали в правительстве и занимали не очень важные места, - а им хотелось подняться выше. Подключились священнослужители, подключились провокаторы. Но надо отдать должное душанбинцам. В том районе, где я жил, недалеко от цирка, - на улицы выходили мужчины, женщины, по ночам разжигали костры и сторожили, охраняли свои дома и дома своих соседей-нетаджиков. Во многих районах города были созданы такие «отряды самообороны», мы ходили, кто с палкой, у кого нож в кармане – и охраняли. Я помню, как лучшие представители таджикской интеллигенции ходили по домам и убеждали жителей не поддаваться на провокации… И их слушали, потому что эти люди обладали авторитетом. Но мы не могли охватить все районы и защитить всех. Потом, после событий, мы писали письма в Армению и просили прощения – всем было стыдно. Мы сами потом стали беженцами, мы только потом поняли, что такое потерять родину, родной дом. После этих событий все руководство Таджикистана подало в отставку: и первый секретарь РК КПСС, и председатели Верховного совета и кабинета министров. Но в Душанбе приехал Борис Пуго – и они все вернулись на свои посты.Пуго много знал об этих событиях, но его нет в живых. И Петкель знал, но он тоже уже умер. В Таджикистане осталось два человека, которые много могут рассказать о феврале 1990 года – но они молчат. Это Махкамов и тогдашний председатель Совмина Таджикистана Хаяев. Но именно потому, что до сих пор неизвестны подробности февральских событий, из февраля никто не вынес никакого урока. А нам нужно не только знать эти уроки – нам нужно покаяться. Потому что цена февральских событий – не только 26 погибших, о которых сегодня никто не помнит, но и гражданская война, потому что после февраля 1990 года народ стали делить на «красных» и «зеленых», на «юрчиков» и «вовчиков». Да и о войне, которой тоже скоро двадцать лет, стараются не говорить. Никто не знает, кто герои, кто антигерои, кто враги, кто друзья… Не только мировое сообщество, но и сами таджики не знают, из-за чего и за что погибли 150 тысяч человек… Ни один генерал, ни один полевой командир не покаялся в том, на что обрек свой народ на этой войне. Трагедия, если страна не знает своего прошлого. Антиузбекская и антирусская истерия, которая сегодня идет в Таджикистане, может стать прологом новой катастрофы, которая обрушится на нашу маленькую многострадальную землю…»

Ответов - 131, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Андрей: И еще. Русофобия в Таджикистане 07 апреля 2016 В Таджикистане переименовывают последние населённые пункты с русскими названиями, в соцсетях и на различных форумах можно встретить массу примеров нетерпимости к русскоговорящим, регулярно встречаются исторические претензии к России, проводят дискриминационную политику в отношении российской валюты и ищут новый внешнеполитический вектор таджикского государства. Семена этнического национализма, посеянные в таджикскую почву ещё в 90-х годах и обильно удобряемые официальной правительственной риторикой по настоящее время, дают свои плоды. В соцсетях и на различных форумах можно встретить массу примеров нетерпимости к русскоговорящим и призывы говорить исключительно на таджикском языке, регулярно встречаются и исторические претензии к России, виновной, по мнению некоторых «младотаджиков», в нынешней экономической разрухе страны и в разделении таджикского народа между соседними государствами. Всё это регулярно подкрепляется заявлениями депутатов и чиновников с официальных трибун. Так, депутат нижней палаты таджикского парламента Саодат Амиршоева заявила о необходимости препятствовать смешанным бракам таджичек с нетаджиками, дабы «не разрушать генофонд нации». Её мнение было поддержано академиком Рахимом Масовым, который добавил о важности введения некоторых «дополнительных ограничений на иностранцев». Логика строительства постсоветского национального государства, на примере Прибалтики, Грузии, Украины, Туркмении неизменно требует отказа практически от всего русского. Идеологические установки национализма напрямую связаны с переписыванием истории и отказом от безальтернативной дружбы с «большим братом», если даже он единственный, кто обеспечивает твой народ работой, а твоё государство вооружённой защитой. С конца 90-х годов последовательно были переименованы города, районы и области, имеющие отзвуки советского прошлого. Даже пики горных вершин потеряли былые названия: пик Коммунизма еще в 1999 году стал пиком Исмаила Самани, пики Ленина и Революции стали, соответственно, пиками имени Ибн Сино и Истиклол (независимость). В 2011 году в городах массово появились новые улицы на месте прежних Ленина, Пушкина, Гагарина, Гоголя. Значимым фактом утверждения национальной идентичности стало указание главы государства по смене русифицированных фамилий с суффиксами — ов, — ев на традиционные таджикские в 2007 году. Сам президент Таджикистана отныне стал Рахмоном. Данное нововведение не получило широкой поддержки народных масс и мало кто из простых таджиков последовал примеру национального лидера. В 2014 году руководство страны вновь вернулось к процессу дерусификации фамилий, но вновь установками чиновников последовала небольшая часть граждан. 2 февраля 2016 года был переименован последний с русским названием в стране город Чкаловск. Теперь это «национально-независимый» Бустон. По утверждению проправительственного информагентства «Ховар»: «Целью переименования является пропаганда национальных ценностей, пробуждение исторической памяти молодого и подрастающего поколений о культуре предков и современной государственности таджикского народа». Знаменательно, что город был переименован в день рождения великого советского лётчика В рамках «пробуждения исторической памяти» и национального мифотворчества вместе с Чкаловском было переименовано Кайраккумское водохранилище, построенное в 1950 году для регулирования стока реки Сырдарья. Отныне оно официально зовётся «Бахри Тоджик» («Таджикское море»), что невольно навевает ассоциации с аналогичными любителями переименований и альтернативной истории в Киеве, установившими «факт» выкапывания «древними украми» современного Чёрного моря, носившего тогда по их утверждениям, название «Украин-море» Также регулярно предметом политических споров в Душанбе становилась 201-я российская военная база. Еще в начале 2000-х годов велись разговоры о размещении в республике американской военной базы, однако, выбор был сделан в пользу России, и американцы разместили свои военные объекты в соседних странах. В 2008—2009 годах в различных интернет форумах появлялись требования закрыть российскую военную базу в Таджикистане в ответ на высылку таджикских мигрантов из России. А в 2011 году, сразу после визита Д. Медведева в Душанбе и обсуждения с Э. Рахмоном вопросов пребывания российского военного контингента, руководству Таджикистана было направлено «заявление пятидесяти», подписанное представителями национальной таджикской интеллигенции. В данном заявлении говорилось о том, что властям республики «следует провести референдум и спросить таджиков, хотят ли они, чтобы на их земле располагалась иностранная российская военная база». То, что данный контингент — единственная сила, сдерживающая сползание Таджикистана в положение современного Афганистана, «сознательные интеллигенты», взращенные на почве новой националистической идеологии, почему-то не упоминали. Периодически, президент республики также выдвигал неприемлемые для российской стороны требования, завышая, в несколько раз сумму выплаты за размещение российского воинского контингента. При этом и общественники-националисты, и сам Рахмон в ходе переговоров, обходили вниманием факт списания Россией 242 млн долларов долгов, а также выделения ею 16 млрд рублей на строительство Сангтудинской ГЭС Воспитание в духе националистической пропаганды, по печальному опыту той же Украины или прибалтийских стран, не закладывает основ критического мышления, в связи с чем, молодое поколение таджиков всё больше будет видеть в России лишь средство заработка, а наличие военной базы на их земле будет вызывать возмущение присутствием «оккупантов».

Андрей: МАЙОР 03 пишет: Сначала русские поехали в колонии за длинным рублём, а потом, когда их начали вышибать туземцы - заплакали. А что Вы хотели? Белого человека на чужой земле всегда не любили. Особенно если он был умным и трудолюбивым. В отличии от вшивых туземцев! МАЙОР 03 пишет: Русские научили вшивых туземцев читать, писать, считать. Но не научили их думать. Но те решили, что они стали людьми! И теперь во всех своих бедах винят русских. Хохлы до прихода русских жили в жилищах сделанных из навоза, глины и соломы сечки с земляным полом и крышей из камыша. Теперь они живут в "сталинках", "хрущёвках" и "брежневках"! Но русские всё равно во всём виноваты. Уже когда-то раньше публиковал ЭТО на форуме, но все равно выложу повторно. Здравствуйте! Я - Русский Оккупант. Это моя профессия. Так сложилось исторически. Когда-то я оккупировал Сибирь. Теперь там добывают нефть, газ, аллюминий и еще много полезного. Теперь там города с детскими садами и больницами. Теперь там нельзя продавать женщин за вязанку соболиных шкурок - как это было до русских. Я оккупировал Прибалтику. Ее хутора я застроил заводами и электростанциями. Прибалтика делала высококлассную радиотехнику и автомобили. Славилась духами и бальзамами. Меня попросили оттуда уйти. Теперь там добывают шпроты, а часть населения чистит унитазы в Европе. Я оккупировал Среднюю Азию. В голых степях я построил каналы, заводы, космодромы, больницы и стадионы. Там строили космические ракеты и самолеты, развивали промышленность, выращивали пшеницу и хлопок для всей страны. Меня попросили оттуда уйти. Теперь там развивают американские кредиты и выращивают коноплю, а часть населения уехала работать на стройки бывших оккупантов. Я оккупировал украину. Вместе с украинцами я строил авиадвигатели, корабли, танки и автомобили. Меня попросили оттуда уйти. Теперь там разрушают все, что осталось от оккупанта. При этом там не строят ничего нового, кроме бесконечных майданов и диктатуры. Да, я - Оккупант! И я устал извиняться за это... Я оккупант по праву рождения. Я агрессор и кровожадный урод. Бойтесь! Это я терпел зверства польских интервентов во времена Смуты. Но чем закончилась их интервенция? Это я сжег Москву, чтобы не отдать ее Наполеону. Но как закончил Наполеон? Это я сидел в окопе у Волоколамска понимая, что нацистов удержать не получится. Где теперь те нацисты? Где их проклятый Гитлер? Ко мне домой приходили все кому не лень. Турки, англичане, поляки, немцы, французы. Земли хватило на всех - по 2,5 метра на каждого! Поймите... Мне не нужна ваша лицемерная свобода. Мне не нужна ваша гнилая демократия. Мне чуждо все, что вы называете западными ценностями. У меня другие интересы! Вежливо предупреждаю в последний раз: не нарывайтесь! Я строю мир, я люблю мир, но воевать я умею лучше всех! С уважением, Русский Оккупант. Небольшая ремарка. В сороковые годы наши предки шли рядом в бой и выиграли Великую Отечественную, что не стоит умалять. Написанное ниже относится исключительно к неблагодарным - странам, политическим элитам, гражданам. И еще - мы действительно виноваты в том, что разрешив им "незалежность" откинули их в развитии на 10-50 лет назад. С остальным сложно не согласиться. Мы искренне извиняемся за то, что столько лет бесплатно лечили вас, позволив расплодиться в достаточном количестве, чтобы требовать извинений. Мы искренне извиняемся за то, что научили вас говорить, читать и писать по-русски, открыв вам мир русской культуры и через него - всю европейскую цивилизацию. Мы искренне извиняемся за то, что столько лет предоставляли вам право обучения в наших университетах просто за то что вы дети своего народа, отнимая это право у своих детей. Мы искренне извиняемся за то, что написали и заставили вас соблюдать законы, не дававшие вам привычно грабить и резать друг друга. Мы искренне извиняемся за то, что построили для вас тысячи домов, которые вы при первой возможности разграбили и разрушили. Мы искренне извиняемся за то, что связали железными дорогами и шоссе ваши города и дали вам машины, чтобы вам не приходилось неделями и месяцами упражняться в вождении верблюдов. Мы искренне извиняемся за то, что создали сельское хозяйство и промышленность, которыми вы сегодня кормитесь и зарабатываете на жизнь. Мы искренне извиняемся за то, что нашли в ваших землях те полезные ископаемые, что вы так и не научились использовать по назначению и те богатства, настоящей цены которых вы так и не осознали. Мы искренне извиняемся за то, что столько лет давали вам возможность за копейки путешествовать по нашей огромной стране и соседним государствам. Мы искренне извиняемся за все беспроцентные кредиты, что вы получили от нас и не вернули. Мы искренне извиняемся за то, что списали ваши долги, не заставив пару веков отдавать нам все заработанное. Мы искренне извиняемся за то, что до сих пор спонсируем вас, искусственно поддерживая низкие цены на газ, нефтепродукты и электроэнергию. Мы искренне извиняемся за то, что даем работу миллионам из вас, не сумевшим найти себе после нашего ухода достойное занятие в своей стране. Мы действительно сожалеем о всем перечисленном. Мы понимаем свою вину. Мы готовы забрать все то, что оставили вам и вернуть вас в исходное райское состояние. Как только вы будете к этому готовы.

МАЙОР 03: Венесуэла вела политику против США. США раздавили Венесуэлу - значит можно! Почему Россия не давит режимы соседних стран являющиеся врагами России? Ведь можно! И нужно!!!


Bynt: Как же достала эта сказка про белого бычка. Наблюдать потуги туземцев на независимость, и подобные высеры оккупантов одинаково тошнотворно. Впрочем, говорить об этом можно часами, суть в том что просто бодались две идеологии, две сверхдержавы. А остальные просто путались под ногами, лишившись истории и собственного пути развития, пережив репрессии, высылки и ссылки. Прожив десятки лет под присмотром большого брата, они просто неспособны теперь жить самостоятельно, их поведение и стратегия это смесь карго-культа с отголосками пещерных понятий, когда всё видится лишь как черное и белое.

Андрей: Bynt пишет: Прожив десятки лет под присмотром большого брата, они просто неспособны теперь жить самостоятельно, их поведение и стратегия это смесь карго-культа с отголосками пещерных понятий, когда всё видится лишь как черное и белое. Выложу такую статью, хоть она и, казалось бы, не имеет отношения к событиям в заголовке темы: Куда Таджикистану девать свою независимость?.. Продолжаем цикл статей, посвященный тому, как бывшие республики СССР осваиваются с независимостью и используют появившуюся у них декларируемую свободу для собственного развития и процветания. Некоторое время назад на «Военном обозрении» вышли материалы, посвященные экономическим и политическим достижения Латвии и Молдавии. Сегодня рассмотрим такое государство как Таджикистан, появившееся на геополитической карте мира 9 сентября 1991 года. До момента выхода из состава Советского Союза Таджикистан состоял в нем в качестве одной из республик с декабря 1929 года. Если говорить точнее, то та территория, которая ныне представляет собой Республику Таджикистан (РТ) вошла в СССР пятью годами ранее, то есть в 1924 года; только вот такого понятия как Таджикская ССР с 1924 по 1929 годы не существовало, так как сам Таджикистан в эти годы представлял автономию на территорию Узбекской ССР. Несмотря на то, что таджикская нация историками считается одной из древнейших наций, населяющих Евразию, собственного государства в полном понимании этого слова у таджиков не было на протяжении многих веков. Развитие той территории, которая ныне представляет собой Таджикистан, проходило в формате либо совместного правления таджикских и иных династий (это в лучшем случае), либо в формате масштабного иноземного влияния. Да и стремились ли сами наши среднеазиатские соседи к полной независимости – большой вопрос… Если рассматривать историю Таджикистана, то можно заметить, что само понятие Таджикистан как независимое государство на мировой карте появляется именно в сентябре 1991 года при отделении республики от СССР. Можно сказать, что таджики были независимым народом с собственным государством, как минимум, еще на одном этапе своего развития, а именно в 1929 году, когда на свет родилась Таджикская ССР, но это образование уже через месяц с небольшим влилось в состав Советского Союза. Именно с 1991 года начинается «триумфальное» шествие Республики Таджикистан как независимого государства, получившего свою верховную власть. Однако не успели в Душанбе осознать, что в руках у властей неожиданно для многих оказались бразды правления республикой без необходимости «согласования с Центром», как тут же эти бразды определенные силы из рук первого президента страны Рахмона Набиева попытались выхватить. Дело дошло до кровопролитной гражданской войны, разразившейся в 1992 году, которая привела к фактическому разделению РТ на сферы влияния определенных кланов и группировок. Клановая борьба за рычаги управления страной привела к тому, что на протяжение более чем пяти лет Таджикистан пытался ощутить почву под ногами, однако противоборство сторон заметно усугублялось, нанося тяжелейший удар по экономике. Затяжная гражданская война в Таджикистане, которая считается закончившейся в 1997 году, нанесла гигантский урон этой центрально-азиатской стране не только в экономическом плане, но и в плане политическом и социальном. Лишь за первые полгода независимости Таджикистан в ходе внутреннего конфликта потерял убитыми около 18 тысяч человек, более 70 тысяч ранеными. Кроме того, из Республики началась тотальная эмиграция. Около ста тысяч русских семей были вынуждены уехать из Таджикистана. А если учесть, что в большинстве своем русские в Таджикистане представляли слои высокоинтеллектуального населения (интеллигенцию), участвующие в развитии буквально всех сфер жизни: от образования и медицины до промышленного производства, то можно представить, какую утрату понесла Республика с началом массового выезда своего населения за рубеж в начале 90-х. Ситуация усугублялась еще и тем, что в этот самый момент к власти в получившем независимость Таджикистане рвались исламисты, позиционировавшие себя как Объединенная таджикская оппозиция (ОТО). Чтобы иметь представление, против кого боролись официальные власти Таджикистана, можно привести некоторые сегменты из состава таджикской оппозиции образца 90-х годов. В ОТО входила Партия исламского возрождения, возглавляемая таким человеком как Саид Абдулло Нури. Нури известен тем, что еще во время существования Советского Союза преследовался за попытки распространения на территории Центральной Азии литературы исламистского толка. В 1974 году Нури организовал организацию под названием «Нахзати исломи», которая состояла из местных молодых людей, занимавшихся откровенной экстремистской пропагандой, которая выдавалась как деятельность по возрождению ислама. Какого толка был этот ислам можно догадаться хотя бы по тому, что партию, которую впоследствии создал Саид Абдулло Нури, активно поддерживали представители движения «Талибан», а также другие исламистские движения, развивавшиеся не без посторонней помощи на территории Афганистана. Кстати, именно «Талибан» в ходе гражданской войны в Таджикистане оказывал вооруженную поддержку своим «братьям» из объединенной таджикской оппозиции. А уж кто в свое время стоял за движение «Талибан», многие прекрасно знают… В этой связи можно сказать, что в начале 90-х у определенных политических сил в мире, очевидно, имелись планы использовать исламистский ресурс в виде талибов и прочих подобных «товарищей», активно проявивших себя во время нахождения в Афганистане советских войск, для решения своих задач за счет той же активности и к северу от реки Пяндж. Сначала – в Таджикистане, а дальше – куда выведут кривая финансовой поддержки и амбиции самих исламистов. Наибольшая активность со стороны боевиков из Афганистана в ходе продолжения гражданской войны в Таджикистане наблюдалась в 1993-1994 годах, когда фактически единственной силой, способной отразить удар моджахедов, были российские пограничники, находящиеся в РТ. В течение почти 4 лет в Организации Объединенных Наций пытались примирить противоборствующие стороны (или делали вид, что пытались), но никакого ощутимого результата это не приносило. Подвижки в сторону мира начали проявляться лишь тогда, когда в стане самой таджикской оппозиции возникли сначала трения, а затем произошел раскол. Это позволило центральным таджикским властям во главе с президентом Эмомали Рахмоновым (Рахмоном он, как вы знаете, стал несколько позднее) при активной поддержке России и ряда других государств СНГ привести ситуацию к относительной стабильности. Однако слово «стабильность» здесь можно употреблять с большой натяжкой. Несмотря на то, что в стране гражданская война закончилась более 15 лет назад, экономика Таджикистана до сих пор находится в самых настоящих руинах. Если кто-то на этот счет имеет иное мнение, то это мнение может легко расколоться о представленные ниже цифры. Сегодня Республика Таджикистан является официально признанной беднейшей страной среди всех республик бывшего СССР. Согласно данным Всемирного Банка и МВФ, годовой уровень ВВП на душу населения в РТ сегодня составляет не более $900. По этому показателю Таджикистан находится неподалеку от таких государств мира как Лесото и Чад. Даже такое государство как Гаити, которое пережило страшную природную катастрофу и тяжелейшую смену власти, находится на пару ступеней выше в рейтинге стран по номинальному показателю подушевого ВВП. Правда, есть и статистика официальных ведомств Таджикистана, в которой говорится, что показатель ВВП на душу населения здесь составляет около $2000. Однако официальная статистика властей есть официальная статистика властей, и насколько она может быть далека от реальности, хорошо известно... В общем, чтобы получить относительно объективные данные о размере подушевого ВВП, видимо, нужно найти среднее значение между показателями МВФ и статистических ведомств самого Таджикистана. Внешний долг Таджикистана на конец 2012 года составлял около 2,1 миллиарда долларов, что соответствует примерно 33-34% от ВВП страны. Цифра относительно не высокая, но и экономика Таджикистана, честно признать, далека от монументальности… Показатели безработицы, которые публикуются таджикскими экономистами, соответствуют 11-12% трудоспособного населения. Насколько эта цифра реалистична… Если бы она была объективной и реалистичной, то почему Таджикистан находится на последнем месте в плане развития экономики среди всех государств СНГ?.. Представители Аграрной и Коммунистической партий Таджикистана называют цифру, которая примерно в 2,-2,5 раза выше. При этом и правящие властные элиты, и оппозиционеры сходятся во мнении, что наибольшая безработица в РТ проявляется в возрастном диапазоне 16-25 лет. Другими словами, у молодежи в Таджикистане просто нет возможности реализовать себя на определенном рабочем месте, что приводит к существенной трудовой миграции. Наибольшее число трудовых мигрантов из Таджикистана направляются в Российскую Федерацию в поисках места для заработка. О точном количестве мигрантов из Таджикистана в России не может сказать даже глава организации «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов. По его данным, на территории России сегодня проживает около 1,5 миллионов граждан Таджикистана. Если учесть, что населения РТ составляет около 7,5 миллионов человек, то получается, что в России живет 20% всех жителей среднеазиатской республики. Это просто огромное число! Не трудно догадаться, что большинство из граждан РТ, которые прибыли в Россию с целью найти работу, не имеют высокой профессиональной квалификации. По данным той же организации «Таджикские трудовые мигранты» на территории Российской Федерации лишь 4,8% таджиков занимаются в так называемых высокотехнологичных сферах. Более 87% прибывших из РТ заняты в строительстве, торговле и хозяйственном обслуживании. Сезонный характер миграции приводит к тому, что во время с апреля по октябрь число гастарбайтеров из Таджикистана в России может быть в 2-2,5 раза выше, чем в зимний период. Удивительно, что упомянутый Каромат Шарипов при таком наплыве своих соотечественников в Россию умудряется еще и критиковать российскую сторону, которая, дескать, не может обеспечить «гостей» всем необходимым, в том числе, надлежащим жильем и соцобеспечением. Господин Шарипов в своем интервью Русской службе BBC заявил, что в России многие приезжие таджики используются, чуть ли, ни в качестве рабской силы. Мало того, оказывается, Россия виновата еще и в другом: дети и жены в Таджикистане ждут своих отцов и мужей из России домой, а те, видите ли, в нашей стране исчезают, и полиция (российская) часто не предпринимает мер для поиска «пропавших». При этом Шарипова вовсе не смущает тот факт, что в большинстве случаев «пропавшие» сами не желают возвращаться домой, обзаводясь в России новыми семьями. А, кроме того, Каромат Бакоевич забывает еще и о том, что многие таджикские трудовые мигранты без зазрения совести нарушают миграционные правила и стараются активно уйти от учета в ФМС и других надзорных службах. Но разве ж BBC это когда-либо волновало... В общем, сегодня Таджикистан представляет собой уникальное государство, которое, по сути, производит рабочую силу, для того чтобы эта сила реализовывала себя на внешних территориях, в первую очередь в России (более 90% всех таджикских мигрантов едут именно сюда). Эта же рабочая сила существенно подпитывает бюджет РТ. Кстати, Таджикистан занимает абсолютное первое место в мире по вкладу гастарбайтеров, выезжающих за рубеж, в ВВП страны. За 2012 год из России в Таджикистан было переведено почти 3,4 миллиарда долларов, что составляет около 50% ВВП РТ. Половина ВВП за счет гастарбайтеров! Да это самый настоящий национальный кадровый лизинг! Выходит, что и независимость Таджикистана - тоже понятие своеобразное. Сегодня она декларируется, разве что, Конституцией страны… А по факту… https://topwar.ru/23005-kuda-tadzhikistanu-devat-svoyu-nezavisimost.html

МАЙОР 03: Андрей пишет: первое место в мире по вкладу гастарбайтеров Андрей пишет: из России в Таджикистан было переведено почти 3,4 миллиарда долларов Ну если русские зажрались и не ходят работать у себя дома то это их проблема, что у них работают таджики и хохлы! А не проблема таджиков и хохлов. Вона в РИ ехали работать: французы, немцы, англичане и ничего нормально. Английские и французские гувернантки и гувернёры были в каждой приличной семье!

Андрей: МАЙОР 03 пишет: Ну если русские зажрались и не ходят работать у себя дома то это их проблема, что у них работают таджики и хохлы! А не проблема таджиков и хохлов. Русские работают, зачастую получая меньше, чем работающие в РФ гастарбайтеры. Я могу назвать не мало регионов в РФ, где зарплата в 20 тыс. руб./мес. считается высокой. Трудовые мигранты из того же Таджикистана оседают в основном в Москве и Мос. области, где зарплаты выше общероссийских, да и работы там больше.

Андрей: Bynt пишет: Как же достала эта сказка про белого бычка. Наблюдать потуги туземцев на независимость, и подобные высеры оккупантов одинаково тошнотворно. Впрочем, говорить об этом можно часами, суть в том что просто бодались две идеологии, две сверхдержавы. А остальные просто путались под ногами, лишившись истории и собственного пути развития, пережив репрессии, высылки и ссылки. Говорили также о том, что, мол, "Россия захватила и оккупировала чужие земли (включая Среднюю Азию)". Это пустой бред, и не более того. Таджики сами просили Россию о защите от поборов бухарцев и набегов афганцев. Вот: Просьба от беспомощных жителей милостивому Белому царю: Так как мы, народ, знаем, что если снова придут на нас бухарцы, то протянут руки на наших жён, дочерей и сыновей, так что нам вместе с бухарцами никоим образом жить нельзя. Во всякое время, когда бухарцы придут в эту страну, мы не будем иметь другой возможности, кроме как разбежаться в разные стороны и погибнуть. Если будет для нас милость его высокопревосходительства, чтобы довёл нашу просьбу до Белого Царя, дабы освободил нас от рук бухарцев, то в подданстве русском, служа от всего усердия вместе со своими жёнами и детьми, если понадобится какая служба, то мы будем отправлять её денно и нощно, а если придётся под Эмира Бухарского и вы нас не освободите, то клянёмся Богом, известно, что и в земле Белого Царя, который есть величайший, жить не будем, а все... (выскоблено. — М. Р.) ушедши в государство... (выскоблено. — М. Р.) пойдём, так как другого средства не имеем. Если рассказывать одно за другим про притеснения бухарцев, то им нет числа. Государству русскому же жертвуем свои головы и души, ибо от этого великого государства ничего другого нет, кроме успокоения. Надеемся, что освободите нас от бухарских рук. Теперь прослышали мы, что жители Шугнана, Шохдары и Гунта (исторических областей Бадахшан. — М. Р.) послали просьбу наместнику царя в Ташкент. Узнав об этом, и мы тоже, изложив об этом в нашем прошении, послали царю. Если бы государство русское брало бы с нас закят (мусульманский налог. — М. Р.) вдвое или втрое,то мы бы ничего не говорили. Да и в бухарском закяте не было бы об этом разговора, а дело было в вере и в том, что (бухарцы. — М. Р.) простирали руки на наших жён и сыновей, говоря, что мы (бухарцы — М.Р.) будем содомитствовать с жёнами и сыновьями вашими. Раз дело коснулось чести и веры, то каковая же нам надежда на родину. Лучше нам погибнуть в разных местах. Удалите от наших людей нечестивые дела бухарцев. Говорят люди Вахана друг другу: если будет русская власть, то все мы, народ, станем благоустроенными и успокоимся. Бухарец, который в продолжение этих 7-8 лет был правителем над нами... штрафовал лиц нашего народа или простых жителей, брал с каждого человека от 100 до 200 рублей и все деньги, которые попадали к нам в руки, собрал и увёз всё, так что ничего не осталось. Народ отчаивался в своей душе, и подали мы Вам жалобу. Доведите Вы наше прошение до Белого Царя, возьмите вместе нас из рук бухарцев и сделайте своими подданными. Таковую просьбу имеем. И среди всего народа мы приложили свои печати. Верно: и.д. диплом, чинов, (подпись). Дело № 4. Политическое агентство в Бухаре. 1904-1905 гг. Л. 13. (Отчёт барона Черкасова и другая переписка) — ЦАУ Республики Узбекистан

МАЙОР 03: А сами чурки со своими врагами не хотят воевать. Русские должны за чурок умирать. Как русские защищали Баязет, что бы турки не взяли Ереван. А в РИ в каждом населённом пункте был армянский купчишка спекулянт и барыга, но он не шёл защищать свою вонючую Армениию. Русские погибали! Традиционно.

Андрей: МАЙОР 03 пишет: Русские погибали! Традиционно. В Хороге (Горно-Бадахшанская область Таджикистана) есть могила русского солдата того времени.

DAP: МАЙОР 03 пишет: Русские должны за чурок умирать. так и создаются империи, бро. Внезапно

МАЙОР 03: Все эти малые, но гордые и бедные народы просились под Белого Царя. Защити нас, обогрей и накорми! А Царь был ДУРАК, с большой буквы. Нужно было сказать - Беру Вас! НО! Каждый мужчина идёт служить в армию, защищать РИ. Раз в два года отпуск домой, жену поебать, детишек сделать. Кто погиб, пусть сосед вдову осеменяет. А так эти черножопые хитрожопцы или хитрожопые черножопцы, как кому угодно, юродствовали - халявничали. Мятежи устраивали - не хотели в армию идти в ПМВ. Чем то напоминают евреев едущих в Израиль на ПМЖ, не на новое место работы, а именно на ПМЖ. Нет бы, приехали евреи в Израиль и сразу к главному когалу. И кричат Бене Нитаньяху: "Работу давай! Мы работать приехали! Наши рабочие места на фабриках, заводах и шахтах!!!" Нет они таки становятся в очередь за пособием. Давить гадов!!!

Андрей: Вновь подниму тему. Выдержки из одного блога. Блог ведет бывший русский житель Душанбе. Кстати, рассказ его отца о событиях февраля 1990 года в Душанбе я ранее выкладывал в этой теме . РУССКИЕ В ДУШАНБЕ Сразу хочу оговориться, что под «русскими» я подразумеваю все русскоязычное население города: русских, украинцев, белорусов, немцев и людей других национальностей, для которых русский язык стал здесь родным. Согласно официальной статистике, русскоязычных в Душанбе менее 5% от общего числа горожан (до войны было примерно две трети, >60%). Так это или нет, проверить не представляется возможным, но русских в Душанбе действительно осталось очень мало. В других городах Таджикистана и того меньше. Учитывая, что национализмом старшее поколение здесь «наелось», отношение к русским терпимое — не хуже и не лучше, чем к представителям титульной нации. Мелкие бытовые конфликты неизбежны в любом обществе, а потому они не являются показателем в отношениях. Хотя подрастающее поколение, не знавшее войны и не видевшее кровь, начинает вести себя малость иначе. Помня, как было небезопасно в моем детстве гулять в чужом районе (могли побить только за то, что я русский), то сейчас этого нет, мой сын почти свободно гуляет где хочет без каких-либо последствий для себя. Да и сам я не испытываю дискомфорта из-за моей национальности. Даже незнание таджикского языка никак не отражается на отношении ко мне или членам моей семьи. К сожалению, из горького опыта уроки не всегда извлекаются, а потому история начинает повторяться. Все чаще приходится слышать о бытовом национализме - когда соседям пакостят только потому, что они русские. Особенно тяжко приходится одиноким женщинам, ведь за них некому заступиться. Да и детей не учат толерантности (ни дома ни в школе) - мой сын стал рассказывать случаи, когда к нему задирались по признаку национальности. Русских детей часто обзывают "Рус-урус". Из-за этого некоторые русские дети, свободно владеющие таджикским языком, стесняются признаваться в своей национальности. Особенно меня впечатлило нечто новое, чего не было до войны - над сыном издеваются по религиозному признаку, ведь он не мусульманин (представляю, что было бы, если бы всех таджиков в России заставили бы принять христианство!). Русскому сложнее устроиться на хорошую работу - нацией не вышел. А в принципе к русским относятся хорошо до тех пор, пока с них что-то можно поиметь. Как все это знакомо! Если коснуться возраста проживающих здесь русских, то это люди самых разных возрастов, хотя больше людей среднего и пожилого возраста. Наверное, это обусловлено тем, что дети стали больше сидеть дома, а потому реже попадаются на глаза. Немало русских здесь «синячат», что естественно влияет на репутацию и остальных. Но надо отдать должное, что «всех под одну гребенку не стригут». Отношение к тебе будет ровно такое, какое ты сам создашь. Относишься к себе с уважением и тебя тоже уважают, этот принцип действует везде. Одно из предубеждений — все русские хорошо обеспеченные люди. Переубеждать в этом местное население — пустая трата времени. Вероятно сказывается опыт работы таджиков в России. Хотя и немало тех, среди русских здесь, кто действительно хорошо обеспечен. Такие люди наладили здесь свой бизнес и имеют хороший доход. Ну и, конечно же, туристы (по большей части русские) только подкрепляют это предубеждение. Что же касается недавней истории (гражданской войны в Таджикистане), то местное население готово до пены у рта спорить о том, что русских не трогали, а уехали все исключительно сами, по доброй воле. Что не было издевательств и зверских убийств русских и вообще русских всегда защищали. И это можно понять, ведь что такое несколько сотен зверски убитых только за то, что они были русскими, на фоне сотен тысяч таджиков, погибших в гражданской войне - капля в море. Только «из песни слов не выкинешь», против фактов не попрешь. Да, сейчас отношение несколько изменилось, но это никак не влияет на мою память и память выживших в тех чудовищных кровавых событиях 90-х годов. До сих пор, гуляя по городу, вспоминаю, где и что происходило тогда. Я до сих пор помню те районы города, куда было смертельно опасно появляться одному, и все потому, что я русский. Да, сейчас все изменилось, но не человеческая память. P.S. Не многие нашли в себе силы даже в памяти вернуться к тем событиям 90-х годов. Кому интересно, может прочитать описание того времени, сделанное моим отцом, Владимиром Стариковым. http://golos.ruspole.info/node/2627 Часть описанного отцом испытал на себе, когда приезжал на каникулы. Дополнение от 2017 года. Национализм никуда не делся. Он как дракон в засаде. Русских терпят, пока с них что-то можно поиметь. Как только понимают, что больше взять нечего, начинают выживать. Способы разные - во многом будет зависеть от уровня интеллекта человека. Один прямо в глаза говорит: "Когда уедешь в свою Россию?" (как например это говорила классный руководитель моему ребенку в школе). Кто-то более дипломатично: "Вы тут гость!" В любом случае уроки из истории не извлекли. http://dushanbetoday.blogspot.com/2013/

Андрей: Далее. ТАКАЯ КУЛЬТУРА НАМ НЕ НУЖНА. Как и любой другой город, Душанбе быстро меняется. А потому я периодичски делаю фотографии одних и тех же мест, чтобы запечатлеть те изменения, которые происходят. Недавно провели ремонт фасада здания городской филармонии (бывшего дворца Профсоюзов) и возникло естественное для меня желание сохранить на память новый облик здания. С другой стороны, некоторые места остались прежними, и это тоже хотелось заснять, так как ранее этого я не делал. Никогда бы не подумал, что подобное занятие может нести угрозу моему здоровью. Хотел сделать фотографии как раз одного такого уголка — фонтана, расположенного в центре квадрата филармонии, но под открытым небом. Не успел занять удобную позицию, как мне начали кричать. Точнее, я даже не подумал, что мне, так как обращались «бача» (мальчик). Потому сначала я даже и не отреагировал. Проходившие мимо девушки уточнили, что это меня зовут. Ну раз такое дело, значит надо подойти, поговорить, уладить ситуацию. Увы... Пока я с ним пытался объясниться, вышел милиционер в звании старшего сержанта (возрастом лет 50) и также, как и первый мой собеседник, в грубой форме (на повышенных тонах и на «ты») начал требовать от меня объяснений. Все мои попытки вернуть разговор в спокойное русло ничего не дали. Тут появился третий. В возбужденном состоянии сразу начал орать, толкать, требовать документы. Неприятная ситуация. Мои предложения милиционеру пройти к нему и в спокойной обстановке все выяснить игнорировались. Дальше все пошло как в дурном сне. Милиционер грубо хватает меня выше локтя за руку и силой тащит в помещение. На мои просьбы отпустить, чтобы я мог спокойно дойти сам, не реагирует. Заталкивает меня в свой кабинет, куда следом залетает работник филармонии (представился руководителем ансамбля). Кроя меня матом и обзывая (единственное литературное выражение «чурка»), начинает бить меня по лицу, сначала ударил своей головой (разбил мне нос так, что пошла кровь), потом начал бить кулаком (разбил губу, набил шишку под левым глазом). А милиционер в это время караулил дверь своего кабинета, чтобы я не сбежал, и посторонние туда не входили. Я даже не защищался, просто ловил удар за ударом. Почему? Да потому что я один, а их двое и один из них «при исполнении». Любое сопротивление с моей стороны уже нарушение закона, кроме прочего, нет свидетелей. А вот наличие синяков и шишек только у меня и отсутствие даже царапин у них — доказательство того, что били меня, а не я (это ответ на вопрос, почему не защищался?). Мне дали умыться, чтобы не запачкал кровью помещение. В это время появилась возможность позвонить жене, попросил принести мой паспорт. Когда милиционер увидел, что я гражданин другого государства, его пыл сильно поостыл. Начал меня уже вежливо опрашивать, кто я, где живу, что тут делаю. Правда телефон и паспорт не отдавал. В конце концов вызвал подкрепление. Подкреплением оказался местный участковый с постовым. Нас с женой доставили в опорный пункт, где рассмотрев сделанные мною фотографии, участковый искренне удивился причине моего задержания старшим сержантом. Он уже был готов нас отпустить. Но уйти уже не готов был я. Показав на свою побитую физиономию, я спросил его, как быть с этим. Оформив все как полагается и получив на руки направление на судмедэкспертизу, поехал снимать побои. Интересное продолжение было на следующий день. Был найден этот руководитель ансамбля, но в милиции он уже начал петь совершенно другую песню, что это он «чурка», что связался со мной, что я не мужчина, раз подал заявление, стал утверждать, что я был пьян (угомонился, когда я попросил направление на анализ крови, чтобы доказать обратное), стал наговаривать на мою жену, которую даже не видел, ну и все в этом роде. Все это на повышенных тонах и опять на «ты». И это работник культуры! Все, что ему грозит — штраф за хулиганство. Я обратился с жалобой на действия милиционера в районную прокуратуру города (противозаконными действиями сотрудников МВД занимается она), в МВД Таджикистана, в мэрию города. А также обратился и в министерство культуры Таджикистана и обратил внимание на то, что «культура», которую несет их работник, относится к уголовной. Учитывая, что чуть раньше за вымогательство денег у туристов из Казахстана и Германии уже несли ответственность не только провинившиеся, но и их непосредственный начальник, я не оставляю надежды на то, что и мой случай найдет соответствующий отклик у властей. Я не понимаю, как человек, на которого возложены функции по охране людей и порядка, делает все с точностью наоборот? Я не понимаю, как человек, который не может и двух слов сказать без мата и не умеет разговаривать без рукоприкладства, может работать в сфере культуры? Если он так ведет себя с совершенно незнакомыми людьми, то как он обращается со своими подчиненными, работниками ансамбля? На эти вопросы я пока не получил ответа, и пока не потерял надежды. Учитывая, что на рассмотрение любого обращения и проверку фактов по нему требуется время, я пока в ожидании. Единственный человек, который сработал оперативно и профессионально — это участковый, за что ему отдельное персональное спасибо. Это не конец истории, продолжение напишу позже, когда будет новая информация. Пока могу сказать только одно: ТАКАЯ КУЛЬТУРА НАМ НЕ НУЖНА! P.S. Страна должна знать своих "героев" по имени. Участники моего избиения: Гулмадов О.О. руководитель ансамбля государственной филармонии и Муродов Д.И. сотрудник 2 взвода 1 роты милиции ШХД «М» ШКВД-1 района Сино г. Душанбе Никакого наказания они не понесли, оба продолжают работать на своих прежних местах. Одни несет "культуру" в массы, другой "охраняет" эти массы. http://dushanbetoday.blogspot.com/2017/

МАЙОР 03: Да плюньте Вы на этих чурок. Они ни в составе РИ, ни в составе СССР ничему не научились. И теперь за 30 лет независимости они, как были дикарями, так дикарями и остались. Раньше там роль думающих выполняли высшие иерархи Ислама, но при Советской Власти и муллы деградировали. А аристократии у них не было. Бай это просто разжиревший чурка.

Андрей: Отчасти так. Однако, таджики- они очень разные. Я не гребу всех под одну гребенку. Привожу еще одну выдержку из блога бывшего русского душанбинца. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ТАДЖИКИ Небольшое, но необходимое отступление от темы. Все написанное ниже исключительно то, что увидел или прочувствовал на себе я. Я не ставлю целью унизить людей, задеть их религиозные чувства или причинить боль иным образом. Если это все же произошло, искренне сожалею об этом и приношу свои извинения, так как не хотел этого. Живя в Душанбе при советской власти, это было не так заметно, но сейчас эти различия просто бросаются в глаза. Потому очередную страничку я и назвал: «Такие разные таджики». Самый высокий уровень культуры и морали у так называемых «цивильных» таджиков. В основной массе это та группа местного населения, которая родилась и выросла в Душанбе при советской власти, жила по тем нормам и при той культуре, что насаждалась тогда всем. В данное время именно они основные носители культуры в самом широком ее смысле. Местная интеллигенция в самом лучшем ее смысле (очень жаль, что среди таджиков, покинувших республику, были именно они). Эту группу людей отличает сердечная вежливость, искренняя гостеприимность, умение вести себя среди людей, способность размышлять и анализировать свои поступки, высокий уровень светского образования. Они выделяют время воспитанию своих детей, прививая им определенные моральные и духовные ценности. Как правило, они любят читать и с удовольствием разговаривают на серьезные темы, готовы размышлять над глубокими духовными вопросами. Свободно владеют русским языком и говорят на нем в совершенстве (в городе нередко они сами находят повод поговорить с приезжими русскими, скучают по тому времени, когда жили все вместе). Их искренность и прямота порою просто валит наповал. Одеваются весьма разнообразно, но без фанатизма. Иногда попадаются женщины, носящие хиджаб. Дети у них, как правило, не только хорошо воспитаны, но и хорошо учатся в престижных учебных заведениях города (лицеях и гимназиях для одаренных детей и, как правило, в классах с обучением на русском языке). К сожалению, тяжелее всего приходится именно им, так как умение анализировать происходящие перемены приводит их к весьма грустным выводам, что касается будущего их страны. Другая группа — это так называемые «кишлачные». Это те, кто приехал жить в Душанбе уже после начала войны (когда кишлаки уничтожались враждующими сторонами, а жители вынуждены были искать себе новое и сравнительно безопасное место для жительства). Особенно сильно среди них выделяются те, кто приехал жить в Душанбе в последние годы. Очень сложно подобрать эпитеты, чтобы охарактеризовать их, при этом никого не обидев. Но даже выражение «стадо баранов» слишком высокое для их оценки, так как стадо — это организованная группа животных, которая живет по определенным канонам и послушная пастуху, чего не скажешь о них. Каждый в отдельности ведет себя в обществе так, будто он центр вселенной (если такой человек идет по улице, то идет так, как будто рядом никого нет, редкое исключение при переходе проезжей части). Для них не существуют очереди (с выпученными глазами они будут лезть вперед так, как будто их жизни что-то угрожает), они игнорируют указания тех, кто следит за соблюдением очередности (к примеру в приемной в ожидании очереди на прием к начальнику они не слышат указаний секретаря). Критический анализ своего поведения у большинства отсутствует. Читать они не любят. Многое из того, что они делают, они делают с целью произвести впечатление на окружающих. Для примера. Женщины из этой категории очень любят украшения из золота, некоторые буквально увешаны золотом. Но какой ценой это достигается! Дети не имеют полноценного питания, их для экономии кормят лепешками да жидкими похлебками из овощей и круп. Про всякие вкусности речи уже не идет. Ну а если в такую семью неожиданно нагрянут гости, то на стол будут выставлены все скудные запасы семьи. Гости уйдут домой объевшись, а собственные дети хозяев лягут спать голодными. Соблюдение религиозных традиций тоже один из способов произвести впечатление. Намаз будет старательно соблюдаться, однако это не мешает врать, обманывать клиентов, сквернословить, курить и изменять. Измена жене — обыденное явление. А пост во время религиозного праздника будет нарушен, стоит только покинуть страну. Все внимание главы семьи сосредоточено на зарабатывании денег любой ценой. Основная масса гастарбайтеров в России именно из этой группы. Мужчины из этой группы очень любят дорогие авто, но при этом в доме будет «шаром покати». Главное — произвести впечатление обеспеченной семьи. Этакий эталон «обеспеченности» - дорогая иномарка у подъезда и жена в золоте. Русским языком эта категория владеет очень плохо. Дети предоставлены сами себе. Их воспитанием никто не занимается. Толпы таких детей днем гуляет во дворах. Основное занятие у этих детей — игра в лянгу (кусок шкуры барана с грузиком, который набивают на количество ногой) и в маслы (маленькая косточка барана), других игр, как правило, не знают да и игрушек дома почти нет, ради экономии. Не редкость, когда детей устраивают в детский сад, а мать сидит дома, занимаясь своими делами или смотрит телевизор. Такая хозяйка знает больше о том, как приготовить плов, чем о воспитании детей. На заботу о доме отводится минимум времени. Разговаривать со взрослыми из этой группы очень сложно. Вопрос «Как Вы думаете?» ставит их в тупик, после которого продолжить разговор практически невозможно («голубой экран смерти», как выразились бы компьютерщики про это состояние). Рассуждать с ними в общем-то бесполезно, так как у них не развили способность к размышлению, а потому проводить анализ причинно-следственных связей для них как высшая математика. Эта группа не очень чистоплотна, в порядке вещей мусорить там, где находятся или живут. Под окнами из-за этого немало мусора, да и сам город последние годы стал сильно замусорен. С учебой у их детей сложности, с культурой поведения в обществе тоже проблемы. Все реже уступают место в транспорте пожилым и женщинам. На данный момент это самая большая группа в Душанбе. Категория «из грязи в князи». Скорее всего это характерно для любого народа, но здесь это имеет гипертрофированное состояние. Находясь среди людей, их поведение на столько высокомерное и хамское, что, не то что рядом стоять, смотреть на них противно. Недовольное выражение лица, брезгливость к окружающим (как простолюдины смеют находиться рядом с небожителями?). Они как бы всем своим видом дают понять окружающим (а иногда и вслух это заявляют), что раз сам Всевышний проявил к ним особую благосклонность, то окружающие люди просто ОБЯЗАНЫ делать это же. В них столько спеси, чванства и гордости, что на все остальное (культуру, образование, воспитание детей, чтение книг, и многое другое, что помогает людям оставаться людьми) просто не остается места. Именно эта категория стоит у руля власти и правит страной. Религиозные фанатики. Правильнее сказать, что это фанатики, прикрывающиеся религией. О них писать сложнее всего. Женщины из этих семей ходят в одежде, закрывающей все тело. Как правило замужние женщины одеты в бесформенное одеяние (платьем язык не поворачивается назвать это, а под ним обязательно штаны) с покрытой головой и все чаще с закрытым лицом (одни глаза видны, паранджи лишь не хватает). Жизнь женщин в таких семьях заканчивается с замужеством, дальше начинается жалкое существование. Жена в такой семье — служанка у своей свекрови. Ее будут оскорблять, унижать, но при этом она должна безропотно выполнять любые прихоти свекрови и мужа. Детей в таких семьях много, так как предохранение от беременности отсутствует, а муж требует удовлетворения своих плотских желаний в любое время. Любой протест жестко подавляется, насилие в порядке вещей. Понятно, что женщина в такой обстановке очень скоро теряет всякий интерес к жизни, перестает следить за собой и за домом (если что-то и делает, то лишь для виду, чтобы ее не трогали), теряет интерес к собственным детям. Ходят такие женщины с потухшим взглядом, всех и всего боятся. Уровень образования и культуры не обсуждаются по причине отсутствия. Мужчины же стараются произвести впечатление набожных людей. Однако их поведение показывает, что они также далеки от Бога, как мы от солнца. И это лицемерие настолько явно, что вызывает у думающих людей отвращение. Русского языка эта группа практически не знает, хотя и попадаются редкие интеллектуалы. Хочется сказать, что все эти описания не более чем условность. Так среди «цивильных» таджиков попадаются фанатики под ширмой религии, есть среди них и «из грязи в князи». А среди «кишлачных» таджиков есть не только фанатики под ширмой религии, но и категория «из грязи в князи», есть и местные «Ломоносовы», что, к сожалению, очень большая редкость. Ну и, наложив на эту картину еще языческие суеверия и обычаи (к примеру, неофициальное многоженство), которые бережно охраняются, получите более-менее полную картину таких разных таджиков.

Андрей: ОБРАТНО В «ЗАЗЕРКАЛЬЕ» или ПОСЛЕДСТВИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Первое, что бросается в глаза, когда после Душанбе оказываешься в России, это чистота и порядок кругом, а также совершенно иной, пока недостижимый для Душанбе, уровень культуры людей. Это касается всего: от стояния в очереди (для большинства жителей Душанбе само слово «очередь» незнакомо и смысл его неведом), до общения с чиновниками. Этим я не хочу сказать, что в России нет хамства и безкультурья. Но такого точно нет. И это одно из последствий войны. Почему такое вообще стало возможным? Ведь с культурой у душанбинцев проблем не было. Общаясь с разными людьми, я пришел к неожиданному, и в тоже время очевидному для себя, ответу. От прежнего числа душанбинцев осталось менее 10%. Во время войны и после нее из Душанбе уехали не только русскоязычные, но и таджики. А пустота, как известно, всегда чем-то заполняется. В данном случае образовавшуюся пустоту заполнили выходцы из сельской местности или, как принято говорить здесь, «кишлачные». У себя в кишлаке это были нормальные люди, а приехав жить в город их как будто подменили. Причина тому — менталитет сельского жителя. Сельские жители очень зависимы от мнения соседей, представителей поселковой власти, родственников. А покинув свой кишлак они сразу освобождаются от этого «бремени», и очень быстро начинают вести себя так, как в родном кишлаке им бы даже в кошмарном сне это не приснилось. Для конкретики: в Душанбе выбрасывать мусор из окна (любой мусор: от конфетного фантика, до объедков еды) это нормально. А попытка объяснить, что делать так нехорошо, вызывает как минимум непонимание, как максимум скандал. Но ведь в кишлаке у них даже мысли (!) не возникало выбросить мусор из своего дома на улицу!!! Не говоря уж о том, чтобы бросать мусор в ручей или речку. В городе все арыки и оросительные каналы давно превратились в сточные канавы, которые источают подчас такое зловоние, что и пройти рядом страшно. Не останавливает даже тот факт, что их собственные дети потом купаются в них! Здесь к мусору вообще очень специфическое отношение. Он как часть интерьера. Например соседка с первого этажа подметет двор под окном, соберет мусор в кучу и ... оставит его лежать. К утру весь мусор опять по всему двору, и она опять его подметает. И так каждый день. То же самое делают и при чистке арыков. Содержимое дна лопатами вываливают вдоль арыка и ... оставляют лежать, пока дети и ветер не вернут все на свое место. Или взять привычку новых душанбинцев (на уровне паранойи) три раза в год мыть ковры. В кишлаке это делали или у себя во дворе, или на речке. В городе вместо своего двора может использоваться собственная квартира, причем прилежная хозяйка не будет жалеть воды, чтобы обеспечить чистоту своего ковра. И ей в голову даже не приходит, что ее квартира расположена на третьем этаже жилого многоквартирного дома (это реальный случай). Можете себе представить чувства соседки снизу, когда поднявшись этажом выше она обнаруживает источник подтопления своей квартиры! Ну а про мытье ковров на улице и говорить нечего. Для этого выбирается ровная площадка с водой рядом. Причем не имеет значения, что это тротуар центральной улицы! А воду подчас используют все из тех же арыков, которые давно превратили в сточные канавы. Похоже важен не результат, а сам процесс! Про очереди, точнее про непонимание того, что это такое, я уже касался. Человек из другого региона может долго стоять у заветного окошка (к примеру сберкассы), но к нему ни на шаг не приблизится. Причина проста, откуда в кишлаке очереди? Вот и лезет каждый туда так, будто из окошка сказали, что они закрываются и сейчас будет обслужен последний клиент. Объяснять и доказывать что-то бесполезно, приходится просто молча оттискивать народ и продвигаться к заветной цели. Работы в Душанбе очень мало. Да и та, что есть, оплачивается так, что плакать хочется. Людям предлагают работать полный рабочий день за 100-150$, и это при том, что уровень жизни в Душанбе не намного ниже, чем в России. Да, во время войны практически всю промышленность уничтожили, вот и едут за заработками в Россию. По официальным данным ФМС РФ число трудовых мигрантов из Таджикистана в России составляет более 1 млн человек (данные 2013 года). Но есть одна оговорка, что это число официально зарегистрированных людей. Принимая во внимание, что общая численность населения Таджикистана чуть более 8 млн человек (на начало 2014 года), получается, что в России находится большая часть взрослого мужского населения Таджикистана. И это еще одно из негативных последствий войны. А из него вытекает следующее последствие. Воспитанием детей здесь тоже особо не заморачиваются. Да собственно и некому. Ведь в основе воспитания лежит авторитет старшего мужчины в доме — отца или старшего брата. А чаще всего именно они и уезжают от своих домов и семей, оставляя подрастающее поколение на женщин. Ни для кого не секрет, что в азиатских семьях детей много. Вот и получается, что, помимо заботы о доме и уходе за детьми, на женщин возложили заботу, с которой они раньше сталкивались лишь время от времени. А потому заниматься воспитанием стало просто некому. Дети бегают на улице с раннего утра до позднего вечера, предоставленные самим себе. Вот и растет новое поколение душанбинцев без надлежащего воспитания. Проблема стала настолько острой, что даже президент страны уже неоднократно обращал на нее внимание и с его подачи был разработан и принят закон «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей». К сожалению, мало что меняется в этой области. Развал экономики из-за войны повлиял и на другие стороны жизни в Душанбе. Например взять коммунальное хозяйство. В первые минуты по приезду в Россию, после годичного проживания в Душанбе, я облился с головы до ног при попытке набрать воды в стакан. Причина проста. В Душанбе в водопроводных сетях давление очень слабое. Можно запросто заткнуть водопроводную трубу (под давлением) пальцем. А потому за год выработалась привычка открывать кран на полную катушку, так как вода все равно течет плохо. В России же давление как и положено, а потому, открыв кран на полную катушку, я получил мощную струю в лицо. Если быть более конкретным, то коммунального хозяйства, как к этому привыкли россияне, в Душанбе просто нет. Есть что-то типа электрохозяйства, что-то типа водоканала и масса структур, занимающихся вывозом мусора. И ЖЭКи есть, но их функция для меня мало понятна, так как своими прямыми обязанностями — эксплуатацией жилого фонда — они не занимаются. Впрочем, и понятия в Душанбе «Эксплуатация жилого фонда» тоже нет. Все заботы берут на себя жильцы домов (все как в кишлаке — свой дом я сам ремонтирую). Низкий уровень зарплат после войны кардинально преобразил мышление людей. Дать человеку, которому платят зарплату, денег — здесь нормально. Это не взятка, это что-то типа «чаевых». Пришел на прием к врачу — заплати, пришел за справкой в школу — заплати, остановил тебя инспектор ГАИ — заплати. И это везде. Важно помнить, что это не взятка — это денежное выражение благодарности за тот труд, который человек делает ради тебя. Вообще это отдельная тема, которую я позже раскрою. Отношение к русским. Сложная и трудная тема. Я ее уже касался, добавлю еще кое-чего. Основная масса русскоязычных выехала из Душанбе до 1994 года, потом поток резко сократился. Пустующие квартиры стали заполняться кишлачными, которые с русскими стали жить только после переселения в Душанбе. Всё их представление о русских было на уровне сплетен и разных небылиц, которые они наслушались от непонятно кого. По их мнению, русские — это грязнули, за собой не следят, плохообразованные, сексуально развращенные ну и масса подобных «тезисов». Естественно, что, нахватавшись такого, и отношение на первых порах было соответствующее. Но прошло время, и ситуация поменялась. На деле оказалось все совершенно иначе. А если точнее, то чаще всего наоборот. Вот только отношение не всегда меняется в хорошую сторону. Образование. Как я уже писал об этом раньше, его уровень очень невысок. И не мудрено. Зарплата учителей маленькая (около 150-200$, в зависимости от часов, классного руководства и других оплачиваемых обязанностей). Как итог — учителей не хватает, да и те, что есть, не всегда являются учителями (теми, кто передает знания детям). Да что говорить, если количество мечетей превысило количество школ. Факт настолько вопиющий, что на него вынужден был обратить внимание президент страны. Продолжать можно много и долго. Подведу некоторый итог. За время Советской власти на месте кишлака был построен красивый и современный город. А люди, строившие и населявшие город, были другими. Уровень образования и культуры у них был выше, чем у сельского жителя. Война превратила современный и красивый город в большой кишлак. Я не имею ввиду внешнего облика, я имею ввиду содержание. Для меня, как для душанбинца, это особенно неприятно и обидно. Ведь таджикский народ имеет очень древние корни и очень богатую историю и культуру. И хорошее образование до войны было нормой. И жители Душанбе были носителями этого образования и культуры, что только радовало. Сейчас у новых душанбинцев пока есть только гордость за свою древнюю культуру. А вот простого понимания, что иметь древнюю культуру и быть ее носителем, это совершенно разные вещи, вот этого нет. А потому нынешний Душанбе пока представляет собой зазеркалье.

МАЙОР 03: Когда в начале 50-х начала разваливаться мировая колониальная система. Африка, Азия у всех белых возникли проблемы. Не только у русских в Туркестане. Просто Англия, Франция и т.п. пережили эту проблему на четверть века раньше.

Андрей: А вот еще одна совсем не веселая статья о русских, оставшихся в Таджикистане поныне. «Чтобы не рисковать детьми, отдала их в приют» – как живут русские семьи в Таджикистане https://www.pravmir.ru/chtobyi-ne-riskovat-detmi-otdala-ih-v-priyut-kak-zhivut-russkie-semi-v-tadzhikistane/

Андрей: Еще на эту тему. С сайта "Таджикские трудовые мигранты". Не ради разжигания, а лишь для информации, не более. Виола Сказал(а): ноября 10, 2011 at 15:29 Я родилась и выросла в Таджикистане. Считала его своей Родиной. А эта Родина в 90 годы (в лице своих граждан) – убила моего мужа и никто даже заниматься этим делом не стал; - матерными словами “иди на … на свой Россия” выгнала меня; - отобрала приватизированную квартиру; - ВЫНУДИЛА уехать в Россию чтобы обеспечить безопасность своей семьи. И что же я увидела по приезду: в первом же городе на первом же базаре – знакомые все лица, которые лишили меня РОДИНЫ, уже не только приехали вперед меня, но уже торгуют с размахом и живут в лучших номерах гостиницы. Считаю, что должна быть справедливость! Выгнали русскоязычное население из Таджикистана – так живите сами, а не расползайтесь по всему миру! А если уж приехали в Россию, будьте добры, соблюдайте наши правила, как заставляли соблюдать свои обычаи в Таджикистане. А по поводу миграции думаю, что если бы не было гастарбайтеров, то работали бы на стройках специалисты из российской глубинки. И не было бы у хозяев соблазна экономить на зар.плате рабочих и не платить налоги в казну. И еще. Вячеслав Сказал(а): ноября 18, 2011 at 12:26 Полностью согласен с Виолой. Таджики с усердием изгоняли русских из своей республики, наивно полагая, что если русские уедут то им будет счастье. Отобранные квартиры и украденное имущество не сделает вас счастливыми, зато изгнание самых образованных людей, а именно таких в СССР и направляли на национальные окраины, могло послужить трамплином к развитию Таджикистана… не послужило потому, что полуграмотные националисты посчитали русских лишними. Теперь настало время собирать камни и не обижайтесь, если лишними в России окажетесь вы. И не надо пытаться качать свои права – вы гости, точнее гастарбайтеры, а гостям полагается вести себя прилично в соответствии и обычаями хозяев. И последнее – когда ваши правители пытаются укусить руку дающего вам хлеб, такого кусаку полагается бить и не нужно на это обижаться. Вы оказались крайними в этой истории, ну что ж – вам не повезло…



полная версия страницы