Форум » История, политика, общество » Душанбе. Февраль 1990 года. » Ответить

Душанбе. Февраль 1990 года.

Андрей: В эти дни исполняется 24 года с тех событий. А события те, по свидетельствам очевидцев, носили ярко выраженный анти-русский подтекст. Я сразу оговорюсь: я не обвиняю ни в чем таджикский народ. Что произошло- то произошло. Зачинщики тех погромов были, скорее всего, НЕ-таджики. Кроме того, многие простые таджики в то время оберегали русских и укрывали их от погромщиков. В провокациях против русских в Душанбе, помимо прочих, также принимали участие тамошние евреи и узбеки. Привожу свидетельства очевидцев. Дододжон Атовуллоев: «Коммунисты и КГБ-шники «сдали» половину нетаджикского населения Душанбе»Дододжон Атовуллоев, журналист, таджикский оппозиционер и лидер движения «Ватандор», также рассказал «Фергане.Ру» о том, что он помнит и как воспринимает февральские события: «Февральские события 1990 года в Душанбе останутся в истории Таджикистана черной страницей, причем страницей непрочитанной. Никто до сих пор точно не знает, как могло случиться то, что случилось, не названы виновные в тех событиях. Нынешние власти стараются о феврале 1990 года молчать, вообще не вспоминать – ни плохо, ни хорошо. Даже камень, который был установлен на площади Шахидон в память двадцати шести невинно погибших людей, - даже этот камень куда-то исчез, и никто не знает, кто распорядился его убрать. А ведь на месте этого камня сначала хотели поставить памятник…Когда началась горбачевская перестройка, Таджикистан начал бурлить. В людях проснулась надежда, начали выходить новые газеты, организовывались митинги – но в этих выступлениях не было ни антирусских, ни антиармянских, ни протаджикских настроений. Люди критиковали компартию, которая тогда была у власти, были настроены антикоммунистически. Тогда еще не было организованной оппозиции, даже партий не было никаких, кроме КПСС. В Таджикистане тогда было только движение «Растохез» («Возрождение»), и в него входили студенты, молодые ученые, цвет таджикской интеллигенции. В конце февраля 1990 года должны были проходить выборы в парламент, и многие лучшие люди – журналисты, ученые, представители интеллигенции – пошли в депутаты на тех выборах. И если бы они были избраны, то в Таджикистане был бы самый демократичный парламент. Но после февральских событий всех этих людей – и меня в том числе, я тоже шел в депутаты от Пенджикентского округа – обвиняли в причастности к февральским погромам и беспорядкам. Душанбе бурлил. А к тому времени уже произошли события в Баку и Тбилиси. И мне кажется, что одной из главных причин февральских событий был дикий страх правящей партхозноменклатуры потерять власть. Таджикистан мог стать новым очагом беспокойства, и нужно было подавить эту новую волну, людей, которые посмели иметь антикоммунистические идеи. В моей газете «Чароги руз» было опубликовано сенсационное интервью тогда еще майора КГБ Абдулло Назарова о тех событиях. Сейчас Абдулло Назаров – заместитель председателя КНБ Таджикистана. И Назаров тогда впервые открыто и от своего имени заявил, что к февральским событиям имеют непосредственное отношение сотрудники КГБ Таджикистана во главе с тогдашним председателем КГБ Петкелем. Тогда интервью Абдулло Назарова произвело эффект взорвавшейся бомбы – он называл многие имена и то, как именно КГБ участвовал в февральских событиях. Им нужен был повод для подавления движения, представители которого могли стать новой элитой Таджикистана. Им нужно было подавить стремление к свободе – а значит, им нужны были погромы. И Назаров рассказал, как сотрудники КГБ, сексоты, осведомители стали провокаторами тех погромов. Я знаю лично многих людей, которые тогда выходили на площадь перед президентским дворцом. И ни у кого из них не было оружия. Во времена СССР вообще оружия у людей не было. А власти стали передавать в Москву сводки о народных волнениях, мол, все вооружены, бандиты… Они писали, что таджики якобы выступали против российских войск, что нападают на военнослужащих, на русскоязычных… Москва была введена в заблуждение. Да, потом уже начался беспредел. Но только после того, как на этом митинге были убиты невинные люди. И если бы из Москвы не прислали спецназ, группу «Альфа», если бы Москва не ввела танки – то я не знаю, чем бы все закончилось. Слава богу, что тогда удалось это остановить.Ведь что такое был Душанбе в 1990 году? Маленький Париж. Половина населения – таджики, другая половина – русские, евреи, узбеки, татары… На одной свадьбе могли говорить по-таджикски, по-узбекски, по-русски… Это был интернациональный город, и каждый, кто приезжал из кишлака в Душанбе, становился городским жителем… И когда после февраля русскоязычные стали уезжать – а это были лучшие, самые образованные люди, - то их отъезд стал страшным ударом, от которого Душанбе до сих пор не оправился. Сейчас Душанбе – это большой колхоз… Я никого не хочу оправдать. То, что тогда случилось, - случилось стихийно, потому что тогда не было какой-то партии, штаба, откуда это все организовывалось, не было лидера, вокруг которого сплотились бы люди и указания которого они выполняли. Но страшно, что коммунисты и КГБ-шники, стараясь сохранить свою власть, положили на алтарь жизнь и безопасность половину нетаджикского населения Душанбе. Провокаторы пускали слухи, что армянам, которых тогда много приехало в Душанбе из Азербайджана, дают квартиры, предназначенные таджикам – а ведь таджики по двадцать лет в очередях на жилье стояли… Люди вокруг Душанбе жили в страшной нищете, которая сопровождалась огромным приростом населения: в одном домике жило по четыре-пять семей.Люди на митинге просили: пусть Махкамов выйдет к народу, пусть объяснит! И если бы он вышел и сказал, что никто ваши квартиры никому не отдает, что армян поселили в эти дома временно, по закону гостеприимства, потому что у них трагедия, они лишились домов, родины – ведь все бы поняли! И не было бы ничего! Когда в аэропорту Душанбе стояло два самолета с армянами, которые вылетали в Ереван, Хаджи Акбар Тураджонзода говорил, что эти самолеты нужно показать по телевидению, чтобы люди успокоились. Мол, они улетают! Но никто не показал эти сюжеты по телевидению, об этом не рассказали в газетах.И Махкамов не вышел, напряжение росло. А когда погибли люди, то ситуация стала неуправляемой, толпа пошла громить. И уже забыли об этих армянах, громили жилые дома, где вообще жили нетаджики, громили магазины, склады… Начался беспредел. Начали свою игру чиновники, которые работали в правительстве и занимали не очень важные места, - а им хотелось подняться выше. Подключились священнослужители, подключились провокаторы. Но надо отдать должное душанбинцам. В том районе, где я жил, недалеко от цирка, - на улицы выходили мужчины, женщины, по ночам разжигали костры и сторожили, охраняли свои дома и дома своих соседей-нетаджиков. Во многих районах города были созданы такие «отряды самообороны», мы ходили, кто с палкой, у кого нож в кармане – и охраняли. Я помню, как лучшие представители таджикской интеллигенции ходили по домам и убеждали жителей не поддаваться на провокации… И их слушали, потому что эти люди обладали авторитетом. Но мы не могли охватить все районы и защитить всех. Потом, после событий, мы писали письма в Армению и просили прощения – всем было стыдно. Мы сами потом стали беженцами, мы только потом поняли, что такое потерять родину, родной дом. После этих событий все руководство Таджикистана подало в отставку: и первый секретарь РК КПСС, и председатели Верховного совета и кабинета министров. Но в Душанбе приехал Борис Пуго – и они все вернулись на свои посты.Пуго много знал об этих событиях, но его нет в живых. И Петкель знал, но он тоже уже умер. В Таджикистане осталось два человека, которые много могут рассказать о феврале 1990 года – но они молчат. Это Махкамов и тогдашний председатель Совмина Таджикистана Хаяев. Но именно потому, что до сих пор неизвестны подробности февральских событий, из февраля никто не вынес никакого урока. А нам нужно не только знать эти уроки – нам нужно покаяться. Потому что цена февральских событий – не только 26 погибших, о которых сегодня никто не помнит, но и гражданская война, потому что после февраля 1990 года народ стали делить на «красных» и «зеленых», на «юрчиков» и «вовчиков». Да и о войне, которой тоже скоро двадцать лет, стараются не говорить. Никто не знает, кто герои, кто антигерои, кто враги, кто друзья… Не только мировое сообщество, но и сами таджики не знают, из-за чего и за что погибли 150 тысяч человек… Ни один генерал, ни один полевой командир не покаялся в том, на что обрек свой народ на этой войне. Трагедия, если страна не знает своего прошлого. Антиузбекская и антирусская истерия, которая сегодня идет в Таджикистане, может стать прологом новой катастрофы, которая обрушится на нашу маленькую многострадальную землю…»

Ответов - 131, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

МАЙОР 03: Во всех бывших колониях ненависть к колонизаторам всегда являлась основной политической программой. И в РИ и в Британской и прочих Империях. И всегда из стран лимитрофов цветные едут на заработки в Метрополию. Чурки в Москву, индусы и арабы в Лондон. Это неизбежный абсурд. Освободившиеся от колониального гнёта цветные чувствуют свою неполноценность и самые менее неполноценные тянутся к цивилизации. а цивилизация есть только одна - Западная. Ну или легендарная Китайская. И всё. Еврейской цивилизации нет, и не было, есть еврейский паразитизм.

Андрей: МАЙОР 03 пишет: Во всех бывших колониях ненависть к колонизаторам всегда являлась основной политической программой Спорный момент. Такие страны, как, к примеру, Англия, Испания, Америка и некоторые другие, нагло захватывали и грабили чужие земли. А Россия- она за каждый вагон хлопка, получаемый из того же Таджикистана, направляла взамен машины, оборудование, школьные учебники, а также лучших квалифицированных специалистов. Так что, России тут не за что извиняться перед "бывшими оккупированными". Кроме того, стоит отметить вот еще что. Молодое поколение таджиков, не видевшее войны и ее ужасов, и будучи воспитанным в духе "таджикского национал-патриотизма", ведет себя несколько иначе, чем поколение таджиков более старшего возраста. Таджики периодически, как я замечаю, предъявляют к России свои абсурдные "исторические претензии". Также замечал десятки откровенно агрессивных анти-русских и анти-Российских комментариев на разных сайтах и форумах. Проблема таджикского национализма, явно показавшая себя в 90-годы, и сегодня никуда не исчезла. Просто, приобрела более завуалированные формы и проявления. В общем, "цирк уехал, а клоуны остались". Согласен, что и в России отношение к таджикам нельзя назвать идеальным, но не русские первыми начали эту "войну народов". Русские очень даже хорошо относились к таджикам (как в России, так и в самом Таджикистане), пока те не начали орать русским в спину и в лицо: "Убирайтесь в свою Россию!", "Чемодан-вокзал-Россия!", и тому подобное. И сегодняшнее, во многом негативное, отношение в мигрантам в России (и к таджикам- в частности), является как бы воздаянием за то, что перенесли русские в 90-годы в национальных республиках. Я это во-многом не разделяю и не поддерживаю, а лишь просто констатирую факты. P.S. Жители бывших национальных республик также не редко называют русских "фашистами", "нацистами", и т.п. Скажу вот что. В России действительно есть проблемы межнациональных отношений, но не стоит "делать из мухи слона". Именно русский народ понес самые большие потери в борьбе в фашизмом в ВОВ. Скинхедов никто не поддерживает, да и разговоров о них больше, чем они того стоят. Их руководители- скорее всего НЕ-русские. Этих хулиганов периодически ловят, судят и сажают. А был ли наказан, в свою очередь, кто-нибудь из числа жителей национальных республик, притеснявших русских? Разве это не есть нацизм?! Может, жителям бывших Советских республик стоит вначале разобраться с собой и с тем, что они творили в отношении проживавших там русских, прежде, чем в чем-либо обвинять Россию? Как говорится- "в своем глазу- и бревна не заметим, а в чужом- и пылинку найдем".

МАЙОР 03: Андрей пишет: А был ли наказан, в свою очередь, кто-нибудь из числа жителей национальных республик, притеснявших русских? Разве это не есть нацизм?! Вот мы и говорим, что сначала ЕБН, а потом и ВВП предали русских в странах СНГ. Вместо того чтобы выписать этим молодым национальным независимостям ракетно-бомбовым ударом по парламенту с ними цацкаютя. Гавкнули на русски - отбомбили, опять гавкнули - опять отбомбили, пока не догавкаются!


Андрей: Началось это еще при Горбачеве. Расхлебывать приходится до сих пор. Я скажу совершенно искренне, что к таджикам отношусь очень хорошо. Имею заочных знакомых в Душанбе (таджики), мы общаемся, я давно хотел посетить Душанбе. Искренне надеюсь, что это сбудется в некотором будущем.

Андрей: А вот еще такая статья: Слегка перевалило за полночь, но, благо, магазин, расположенный недалеко от станции метро «Шоссе Энтузиастов», работает круглые сутки. Передо мной у кассы стоят темноволосые, хорошо одетые и, судя по всему, довольные жизнью в Москве молодая женщина и мужчина лет 35, палец которого украшает массивный золотой перстень. Говорят не по-русски... Открыв бумажник, гость столицы «засвечивает» паспорт с надписью «Чумхурии Точикистон». Быть может, они из Душанбе, возможно из Куляба, Худжанда или другого уголка солнечной страны, которую эксперты называют главным транзитным коридором для афганских наркотиков в Европу. — С вас двести девяносто семь, — с заметным акцентом произносит миловидная кареглазая кассир, на груди которой красуется табличка с надписью, выведенной от руки: «Гулрусхор». Красивое имя. В переводе на русский означает «подобная цветку». Миновав охранника, которого, судя по «бейджику», зовут Анзур, я выхожу на улицу. В воздухе тянет подкравшейся осенью и шаурмой из соседнего с магазином ларька. Moscow never sleep! Полиция тоже. Краем уха улавливаю диалог уже знакомой мне семейной пары с проявившими бдительность стражами порядка: — Ваша регистрация просрочена на месяц, - замечает полицейский. — Забыл сделать новую, командир, - добродушно улыбается мужчина с перстнем. — Придется проехать в отделение. — Договоримся на месте? – расплывается в еще более широкой и дружелюбной улыбке гость из Средней Азии, к плечу которого никнет спутница. Полицейский качает головой, кладет документы в карман, а его напарник уже открывает дверцу машины с бортовой надписью УВД по СВАО ГУ МВД по г. Москве. На лицах приезжих искреннее недоумение. Мыслимо ли, что в Москве, где согласно данным ФМС на 2014 год, трудилось 1,5 млн таджиков, представителям этого славного трудолюбивого народа еще необходимы какие-то регистрации, РВП, ВНЖ и прочие бюрократические формальности? Поехали… Начинаем рассказ. Отношения русского и таджикского народа никогда не были простыми. Хотя, казалось бы, совместное счастье и мирное сосуществование было так возможно. Откройте для себя труды Виктора Дубовицкого, историка из Академии наук Республики Таджикистан. Вы не только узнаете имена русских людей, которые внесли огромный вклад в развитие этой страны, но и прочтете увлекательнейшие истории о том, как оренбургские казаки спасали таджикское население Памира, как благодарные таджики торговали на рынке рабов русскими солдатами и офицерами, как гонцы от дедушки Ленина закладывали в Душанбе основу для будущих научных институтов и еще много-много интереснейших фактов. Но, как ни парадоксально, о том, сколько русских посвятило свои жизни развитию Таджикистана, красноречиво свидетельствуют разрушенные временем и вандалами надгробия «Русского» кладбища в Душанбе. Здесь множество могил строителей и учителей, ученых и врачей, простых рабочих и шоферов, поднимавших грузы по извилистым горным дорогам, иными словами тех, кто строил города Таджикистана, создавал его инфраструктуру. Разве могли эти люди предугадать, что в начале 90-х годов их дети, внуки и правнуки будут спасаться бегством от устроенной таджикскими исламистами кровавой резни, о которой подробно пишет Елена Семёнова? На 152-х страницах книги «На этнической войне», изданной в скромной мягкой обложке, подробно изложена история геноцида нашего народа в республиках почившего в бозе СССР. Описаны леденящие кровь обстоятельства притеснения, откровенной травли, насилия, массового уничтожения русского населения в Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Молдавии — во всех этих вновь образованных государствах, получивших от России в годы советской власти всё, что только можно было получить, и лихо отплясывавших национальные танцы на костях Советского Союза после его падения. Впрочем, были и те, кто цинично просил нас задержаться. «Русские, не уезжайте: нам нужны рабы» — фраза, которая стала легендой. Но русские уехали. Согласно переписи населения 1989 года, количество русских в Таджикистане достигало 388 тысяч человек. В «миллениум» (2000) их было меньше почти в 6 раз. Покинула Родину и поистине одаренная тезка кассирши — поэтесса Гулрусхор Сафиева, никак не комментирующая сегодня перипетии своей неоднозначной судьбы. Она не любит обсуждать с прессой и отвечать на вопрос, действительно ли она присутствовала на митингах «исламско-демократической» оппозиции, где кляла «северных варваров» за поруганную «темноглазую родину» или это всё байка, придуманная «правыми радикалами»? А еще говорят, что вместе с Гулсрусхор Сафиевой Таджикистан оставила цивилизация, и экономику этой страны сегодня не спасает даже «Великий афганский путь», по которому, если верить статистике, проходят ¾ общемирового объема героина. Беда. Просто экстремальная ситуация, от которой граждане республики предпочитают спасаться в Москве. Оставшиеся же на родине начинают решать проблемы, как умеют. Например, время от времени, берут заложников. В марте 2011 года, в бытность Дмитрия Медведева Президентом Российской Федерации, случился исторический казус. После вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе сотрудниками Комитета национальной безопасности Таджикистана были задержаны русские летчики. После двух месяцев в заточении им были предъявлены обвинения в… контрабанде двигателя самолета. А еще спустя полгода они получили реальные сроки. Добрый таджикский судья «впаял» им по 10,5 лет заключения, но, смягчившись, «скостил» два года каждому. Итого восемь с полтиной! Не слабо? Кто знает! Быть может, и по сей день томились наши соколы в темнице сырой, если бы не волевой поступок нашего нынешнего премьер-министра, по личному распоряжению которого засучило рукава ФМС. Российское миграционное ведомство задержало порядка 300 гостей из Таджикистана, которых проверили на вшивость не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле слова. Блаженной памяти санитарный врач всея Руси Геннадий Онищенко во всеуслышание заявил, что у многих нелегально находившихся на территории РФ мигрантов из Таджикистана в одночасье обнаружено все, кроме родильной горячки. Тут тебе и ВИЧ, и туберкулез, и вся медицинская энциклопедия. Что странно? Это откровение сошло на нас только тогда, когда по надуманному предлогу осудили российских пилотов. Было очевидно, что задержание самолета и летчиков организовано таджиками в отместку за арест сынишки начальника железной дороги Таджикистана. Он был задержан с 10 килограммами отборного афганского героина. О том, что это была месть говорят даже сроки, которые поразительно похожи! Наркоторговцу (сынку высокопоставленного «стрелочника») дали 9,5 лет, летчикам, обвинение которых было притянуто за длинные уши хорошего худжандского мула, практически столько же. С «доброй руки» Дмитрия Медведева статус-кво был восстановлен, а летчики отпущены едва ли не на следующий день после массовой высылки мигрантов из России (нашлись-таки «смягчающие обстоятельства). К 2016 году власти Чумхурии Точикистон запретили выдавать паспорта с фамилиями, которые имеют русские окончания, поспешив уточнить, что это не запрет, а, так сказать, настоятельная рекомендация органам тамошнего ЗАГС. И переименовали последний город с русским названием Чкаловск в Бустон. В Госдуме напряглись, как электричество, предложив ввести визы. Может быть, и не плохо? Авось смертность от героиновой наркозависимости в России сократится в разы. Но воз и ныне там. И наступил год 2017-й, «порадовавший» нас историей, абсурдность которой возведена в абсолют. Еще вчера в Душенбае не за грош, а за два пропадала русская женщина. Зовут ее Татьяна Хужина. Ей 42 года. Уроженка Таджикистана. Но, слава Богу, гражданка РФ. Много лет назад ей удалось соскочить из того самого «таджикского экспресса», поездка в котором может стоить очень дорого. Она вернулась на историческую Родину. Туда, где русских не считают людьми второго сорта. Проживая уже много лет в Ярославской области, она всё еще ездит в Душанбе к друзьям и родственникам. Возвращаясь домой, в Россию, вместе со своей маленькой дочерью, Татьяна привлекла внимание одной из бдительных сотрудниц таджикской таможни, стоящей на страже интересов «Чумхурии Точикистон». Последняя закономерно заинтересовалась содержимым кошелька российской гражданки. Удивительно ли? При средней-то зарплате в $120 по стране! На беду Татьяны в портмоне была обнаружена монета, достоинством… в 2 копейки образца 1823 года, хранившаяся в кармашке «на счастье». Несмотря на то, что давность выпуска денежки приближается к двум столетиям, стоимость ее на нумизматическом рынке современной России, согласно мнению экспертов, вряд ли превысит 200 рублей «в базарный день». И тут надо отдать должное правоохранителям Таджикистана: опасную преступницу не только не посадили вместе с дочерью в тюрьму (в одну камеру с «прекрасными» женщинами, обеспечивающими транзит известного афганского «товара»), но и вообще оставили на свободе под подпиской о невыезде. Странно, правда? Ведь дело было возбуждено по факту «контрабанды исторической, культурной, музейной и нумизматической ценности Республики Таджикистан». Анализируя «состав», невозможно понять только одно. О какой Республике Таджикистан и ее исторически-нумизматических ценностях можно вести речь, если даже о Таджикской ССР, возникшей в результате национально-территориального размежевания Средней Азии, все источники рекомендуют нам говорить только начиная с 1924 года? Случилось чудо! Может, представители «таджикской Фемиды» осознали, то 1823 год и русская монета ну никак не соотносятся с понятием «нумизматическая ценность Чумхурии Точикистон»? Ведь в том году даже русскими офицерами и солдатами, в карманах которых могла затесаться «двушечка», на рабовладельческих рынках данной территории торговали не очень-то бойко. Или, может быть, представители российской дипмиссии намекнули, что таджиков в России по-прежнему много? Так или иначе, Татьяна Хужина отделалась… штрафом. Приехав в Душанбе с двумя копейками, она покинет страну, заплатив $570. Ну и слава Богу. Главное, что живая. И с ребенком, пережившим стресс, пускай все будет хорошо. А выводы? Надеюсь, что сделаем. Повторно. Только вот жаль, что «таджикское гостеприимство» обходится, по-прежнему, дороже, чем русское. Семейная пара, задержанная у магазина, с рассказа о которой мы начинали, заплатит за нарушение правил пребывания в Российской Федерации по ст. 18.9 КоАП РФ максимум 5000 рублей... Автор: Сергей Васильев Источник: https://fishki.net/anti/2383174-mesto-genocida-russkih---tadzhikistan.html © Fishki.net

Андрей: Раз уж я завел тут эту тему, то напишу еще вот о чем. Одна из главных "исторических претензий" таджиков к России в том, что территории, на которых находятся города Самарканд и Бухара в частности, отошли к Узбекистану. Попробую подробнее раскрыть сию тему. Автором этих провокационных слухов является провокатор и демагог таджикский ультра-националист Рахим Масов. Еще в начале 90-годов прошлого века он выпустил свою трилогию под громким названием "Топорное разделение". У меня нет ни времени, ни желания цитировать весь его бред, но скажу, однако, что написанное им- по большей части является откровенным враньем. Самарканд и Бухара находились на Великом Шелковом Пути. Эти города были мульти-язычны и мульти-культурны, там оставили свои следы многие культуры и народы. Не так просто, на самом деле, определить принадлежность этих городов и территорий. Хотя роль персов (таджиков) я ничуть не умаляю, конечно. А вот такая статья еще (ссылка): http://goga-hidoyatov.narod.ru/index217.html Там приводится альтернативная (по отношению к таджикским ультра-националистам) точка зрения. Также есть мнение, что Самарканд и Бухара, будучи относительно небольшими городами, отошли к узбекам и потому, что были окружены сильно преобладающим узбекским населением. Возможно, было бы неразумно делать таджикские анклавы внутри густо заселенных узбекских территорий. А то, что население этих городов говорило на таджикском языке, не делало их таджиками автоматически. Там были распространены и таджикский, и узбекский языки. К примеру, в России еще до революции было модно говорить по-французски...что, впрочем, не делало всех, кто говорил на этом языке, французами. А кто, собственно, хотел в то время, чтобы сложилась такая ситуация?! Разве русские?! Нет! Те, кто тогда принимали те решения по территориальному размежеванию в Средней Азии, были НЕ-русскими. И Ленин, и Сталин- не были русскими. Этого хотели англосаксы, евреи, и пантюркисты ( с оговорками). Русским же это было совершенно не надо, и русских никто ни о чем не спрашивал, а теперь выставляют "крайними". Русский народ ни на что не уполномочивал тех самозванцев, и они не действовали от имени России, как таковой, и от имени русского народа. И Россия, и русский народ, имеют к тем событиям лишь крайне посредственное отношение. Посему считаю подобные претензии таджиков к России и русским- неуместными и абсурдными. Те, кто накаляет эту истерию в таджикском обществе, скорее всего преследуют некие свои цели: 1. Нагнетая эту истерию, они поддерживают таджикское общество в "разогретом" состоянии. 2. Таким образом они отвлекают внимание населения Таджикистана от внутренних проблем, переключая на "внешних врагов"- Россию и Узбекистан. Прошу понять меня правильно: я вовсе не утверждаю, что эти территории, якобы, не должны принадлежать таджикам, и я тут не занимаю про-узбекскую позицию. Вполне вероятно, что когда те решения касаемо территориального размежевания в Средней Азии принимались, то не все было сделано правильно, но еще раз повторю, что было сделано не русскими и не от имени России. Сама проблема, как таковая, есть, но их трактовка, приводимая таджикскими ультра-националистами во главе с Рахимом Масовым, вводит в заблуждение. Также вспомню и о том, что однажды Эмомали Рахмон даже полез в драку с Исламом Каримовым (тогдашним президентом Узбекистана) со словами о том, что "мы все равно вернем себе Самарканд и Бухару!". Разве так решают вопросы президенты демократических цивилизованных государств?! Что это за клоунада?! Э. Рахмон вообще сильно напоминает накачанного алкоголем и наркотиками желторотого недоразвитого юнца, и с ним никто особо не хочет иметь сколь-нибудь серьезных дел. Устроив ту драку, Рахмон даже, скорее всего, хотел не возвращения тех городов и территорий, а просто лишь поиграть на национальных чувствах населения Таджикистана, и хоть как то поднять свой, не слишком высокий, рейтинг. Как то так.

МАЙОР 03: Нечего было Туркестан делить на 5 республик! А всё поганые рученьки Ленина-Сталина, наплодили национальных республик во главе с политическими пигмеями и национальными академиями наук. Академия наук у чурок - цирк Шапито!

Андрей: МАЙОР 03 пишет: Нечего было Туркестан делить на 5 республик! А всё поганые рученьки Ленина-Сталина, наплодили национальных республик во главе с политическими пигмеями и национальными академиями наук. Теперь поздно уже. Впрочем, с приходом в Восточную Бураху русских, местные перестали резать и истреблять друг-друга: "белая кость"- "черную кость", таджики- узбеков, и т.д. Поэтому таджики и благодарили Белого Царя. Еще до революции в России, таджики, и я писал об этом уже в теме, сами попросили защиты у России от набегов афганцев и поборов бухарцев. Об этом национально настроенные таджики как-то "забывают". МАЙОР 03 пишет: Академия наук у чурок - цирк Шапито! В точку! Чего стоит лишь названный выше Рахим Масов- таджикский ультранационалист. Когда он издавал свое "Топорное разделение", то он, видимо, либо не владел предметом обсуждения в полном и достоверном объеме, либо, что очень может быть,- сознательно подменял и искажал факты.

МАЙОР 03: Андрей пишет: местные перестали резать и истреблять друг-друга А вот это хорошо. Не нужно было присоединять Кавказ и Туркестан, закрыть границу на замок с РИ и давать им оружие! Оружия и боеприпасов в избытке и давать в обмен на уши врагов. Больше друг-друга вырежут - меньше останется!

Андрей: МАЙОР 03 пишет: А вот это хорошо. Не нужно было присоединять Кавказ и Туркестан, закрыть границу на замок с РИ и давать им оружие! Оружия и боеприпасов в избытке и давать в обмен на уши врагов. Больше друг-друга вырежут - меньше останется! Ни Россия, ни СССР, не были построены на доминировании некой отдельно взятой нации. Русские не были на "привилегированном" положении. Более того, в советское время даже не приветствовалось, чтобы русские называли себя РУССКИМИ. Русские были "советскими". А народы национальных республик- они как были теми, кем были- так ими и оставались (и так себя и называли).

МАЙОР 03: Андрей пишет: народы национальных республик Причём большая часть этих, так называемых народов, это был сброд - "с бору по сосенке"! Особенно там где стояли доблестные милашки военные с расстёгнутыми ширинками. Например в Русской Польше. Или в Малороссии.

Андрей: МАЙОР 03 пишет: Причём большая часть этих, так называемых народов, это был сброд - "с бору по сосенке"! Особенно там где стояли доблестные милашки военные с расстёгнутыми ширинками. Например в Русской Польше. Или в Малороссии. Да не имеет смысла это сейчас и здесь обсуждать, по большому счету. Скажу, однако, вот о чем еще. Начиная с 1967 года, в Советском Таджикистане начала проводиться пресловутая "национализация кадров"- т.е. с руководящих постов снимали русских и ставили туда националов. Правда, заместителями всегда оставляли русских- должен же был кто-то вкалывать, и в случае провала быть "стрелочником". А возвращаясь к изначально заданной теме, стоит отметить то, что действительно, судя по многочисленным свидетельствам, имели место быть факты притеснений русских, живших в национальных республиках (включая и Таджикистан), по национальному признаку. Фактов таких- довольно много, и они- весьма серьезные. И это, в принципе, можно трактовать как геноцид русских. И это были не какие-то случайные единичные случаи, а, повторяю, многочисленные и совсем не случайные факты. В феврале 1990 года произошли драматические события в столице Советского Таджикистана (другие регионы и города республики те события не затронули). А спустя некоторое время оказалось, что между таджиками имеются весьма глубокие противоречия, и в 1992 году началась в Таджикистане гражданская война. И закончилась она в 1997 году, при посреднических миротворческих усилиях Узбекистана и России. Мирное соглашение, обязывающее противоборствующие стороны прекратить бессмысленное насилие, было заключено, кстати, в Москве. В Таджикистане имеется довольно большое количество кланово-этнических групп таджикской принадлежности: кулябцы, гиссарцы, памирцы, ленинабадцы, и др. И сегодня среди нации таджиков нет единства, как такового. Когда началась гражданская война, противоречия между ними открыто обострились, что вылилось в тупое жестокое кровопролитие.

МАЙОР 03: Андрей пишет: В феврале 1990 года произошли драматические события в столице Советского Таджикистана Нужно было не чурок разнимать, а вывозить русских и вывозить всё промышленное оборудование и даже снимать рельсы. Взрывать фабрики и заводы. Уходить по принципу "Выжженной земли"!

Андрей: МАЙОР 03 пишет: Нужно было не чурок разнимать, а вывозить русских и вывозить всё промышленное оборудование и даже снимать рельсы. Взрывать фабрики и заводы. Уходить по принципу "Выжженной земли"! Те события возникли спонтанно. Вполне возможно, что Москва вначале была введена в заблуждение. Началось все с приезда армянских беженцев в Душанбе (тогда пустили провокацию, что, мол, им собирались дать квартиры), потом перекинулись на русских. Продолжалось это несколько дней. Вскоре после тех событий русские стали массово уезжать. Это, как стало ясно несколько позже, стало огромной утратой для Таджикистана и для таджиков. Русские, жившие в Таджикистане, были учителями, врачами, инженерами, строителями, геологами, и т.п. Т.е. теми, кого называют интеллигенцией. Последствия этого сказываются до сих пор, кстати.

МАЙОР 03: Андрей пишет: были учителями, врачами, инженерами, строителями, геологами, А зачем такие чуркам?Андрей пишет: называют интеллигенцией Знаю многих геологов, хорошие ребята. Но обзывать их "интеллигентами" это оскорблять!

Андрей: МАЙОР 03 пишет: А зачем такие чуркам? Чтобы они превращали большой кишлак под названием "Средняя Азия" в подобие цивилизованных государств. Когда в советское время в Душанбе проживало значительное число русских, то это был культурный цивилизованный город. Сегодня же там основная часть населения- это т.н. "кишлачные". О них подробно писал бывший русский душанбинец Борис Стариков- его рассказ есть в этой теме. Конечно, город (Душанбе) развивается внешне, но самое главное- это не внешнее оформление, а внутреннее содержание. МАЙОР 03 пишет: Знаю многих геологов, хорошие ребята. Но обзывать их "интеллигентами" это оскорблять! Да я к тому, что большинство из них тоже были русскими. И они принимали активное участие в развитии Советского Таджикистана.

МАЙОР 03: Андрей пишет: большой кишлак под названием "Средняя Азия" в подобие цивилизованных государств А смысл? Кому мешает кишлак? Кому мешает "селуха", кому мешает "Привоз"? Сколько угодно. Главное что бы эта территория была надёжно огорожена и носителей "кишлачности" никуда не выпускали. А то на 404 выпустили рогулей и селюков и одни неприятности по типу: "Пусти свинью за стол, она и ноги на столь!", "Пустите Дуньку в Европу!". Можно выгнать быдло из кишлака, но выгнать кишлак из быдла невозможно!

Андрей: МАЙОР 03 пишет: А смысл? Кому мешает кишлак? Никому не мешал. Таджики сами попросили Белого Царя о покровительстве и защите от набегов афганцев и поборов бухарцев. А после революции в России, в Таджикистан из России были направлены врачи, учителя, строители, и т.п. Результатом их работы стали построенные дороги, дома, школы, прочие объекты инфраструктуры. А также повышение грамотности и снижение смертности местного населения. Однако, с сожалением приходится констатировать, что добро, сделанное Россией и русскими, забылось быстро. И таджики стали кричать проживавшим там русским, чтобы они "убирались в свою Россию". Прошло немного времени, русские уехали в большинстве своем. Таджикистан от этого опять скатился в свое первозданное первобытное состояние. МАЙОР 03 пишет: Можно выгнать быдло из кишлака, но выгнать кишлак из быдла невозможно! Точно. Я приводил, как писал чуть выше в теме, рассказ бывшего русского душанбинца Бориса Старикова, под названием "Такие разные таджики". На стр. 2 в этой теме. Преобладающая масса населения Душанбе сегодня- это т.н. "кишлачные". Представители этой же группы доминируют и среди таджикских мигрантов в России.

Андрей: МАЙОР 03 пишет: Да плюньте Вы на этих чурок. Они ни в составе РИ, ни в составе СССР ничему не научились. И теперь за 30 лет независимости они, как были дикарями, так дикарями и остались. Раньше там роль думающих выполняли высшие иерархи Ислама, но при Советской Власти и муллы деградировали. А аристократии у них не было. Бай это просто разжиревший чурка. Вот еще одно из последствий массового отъезда русского населения из Таджикистана. Ознакомьтесь: Учитель ученику враг? Почему в школах Душанбе исчезли традиционные отношения между педагогами и учащимися Подробнее: https://news.tj/ru/news/tajikistan/society/20181130/uchitel-ucheniku-vrag

Андрей: К статье есть такие комментарии: Все эти явления имеют одну, на мой взгляд главную причину: в Таджикистане, и именно в Душанбе произошла полная "кулябизация" отношений между людьми. Прежний руководитель Душанбе на совещаниях, матом ругал своих подчиненных и тех, кто в чем-то провинился. Такие же отношения установились во всем обществе: отношения человека к человеку как двух диких животных. А также: Если честно современные подростки и молодежь это орды тупоголовых чурок и ублюдков у которых в голове кроме как пажрать и красиво одеваться и деньги и арусы и все на этом что ждёт эту нацию в будущем один бох знает. И еще: очень странные времена пошли...ученики в душанбе не имеют никакого уважения к учителям, оскорбляют их, избивают даже - или напротив - учителя пошли какие то нервные, безбашенные - бьют учеников, матерятся при них... все злые какие то стали... даже в президентской школе говорят такие же отношения...



полная версия страницы