Форум » История, политика, общество » Душанбе. Февраль 1990 года. » Ответить

Душанбе. Февраль 1990 года.

Андрей: В эти дни исполняется 24 года с тех событий. А события те, по свидетельствам очевидцев, носили ярко выраженный анти-русский подтекст. Я сразу оговорюсь: я не обвиняю ни в чем таджикский народ. Что произошло- то произошло. Зачинщики тех погромов были, скорее всего, НЕ-таджики. Кроме того, многие простые таджики в то время оберегали русских и укрывали их от погромщиков. В провокациях против русских в Душанбе, помимо прочих, также принимали участие тамошние евреи и узбеки. Привожу свидетельства очевидцев. Дододжон Атовуллоев: «Коммунисты и КГБ-шники «сдали» половину нетаджикского населения Душанбе»Дододжон Атовуллоев, журналист, таджикский оппозиционер и лидер движения «Ватандор», также рассказал «Фергане.Ру» о том, что он помнит и как воспринимает февральские события: «Февральские события 1990 года в Душанбе останутся в истории Таджикистана черной страницей, причем страницей непрочитанной. Никто до сих пор точно не знает, как могло случиться то, что случилось, не названы виновные в тех событиях. Нынешние власти стараются о феврале 1990 года молчать, вообще не вспоминать – ни плохо, ни хорошо. Даже камень, который был установлен на площади Шахидон в память двадцати шести невинно погибших людей, - даже этот камень куда-то исчез, и никто не знает, кто распорядился его убрать. А ведь на месте этого камня сначала хотели поставить памятник…Когда началась горбачевская перестройка, Таджикистан начал бурлить. В людях проснулась надежда, начали выходить новые газеты, организовывались митинги – но в этих выступлениях не было ни антирусских, ни антиармянских, ни протаджикских настроений. Люди критиковали компартию, которая тогда была у власти, были настроены антикоммунистически. Тогда еще не было организованной оппозиции, даже партий не было никаких, кроме КПСС. В Таджикистане тогда было только движение «Растохез» («Возрождение»), и в него входили студенты, молодые ученые, цвет таджикской интеллигенции. В конце февраля 1990 года должны были проходить выборы в парламент, и многие лучшие люди – журналисты, ученые, представители интеллигенции – пошли в депутаты на тех выборах. И если бы они были избраны, то в Таджикистане был бы самый демократичный парламент. Но после февральских событий всех этих людей – и меня в том числе, я тоже шел в депутаты от Пенджикентского округа – обвиняли в причастности к февральским погромам и беспорядкам. Душанбе бурлил. А к тому времени уже произошли события в Баку и Тбилиси. И мне кажется, что одной из главных причин февральских событий был дикий страх правящей партхозноменклатуры потерять власть. Таджикистан мог стать новым очагом беспокойства, и нужно было подавить эту новую волну, людей, которые посмели иметь антикоммунистические идеи. В моей газете «Чароги руз» было опубликовано сенсационное интервью тогда еще майора КГБ Абдулло Назарова о тех событиях. Сейчас Абдулло Назаров – заместитель председателя КНБ Таджикистана. И Назаров тогда впервые открыто и от своего имени заявил, что к февральским событиям имеют непосредственное отношение сотрудники КГБ Таджикистана во главе с тогдашним председателем КГБ Петкелем. Тогда интервью Абдулло Назарова произвело эффект взорвавшейся бомбы – он называл многие имена и то, как именно КГБ участвовал в февральских событиях. Им нужен был повод для подавления движения, представители которого могли стать новой элитой Таджикистана. Им нужно было подавить стремление к свободе – а значит, им нужны были погромы. И Назаров рассказал, как сотрудники КГБ, сексоты, осведомители стали провокаторами тех погромов. Я знаю лично многих людей, которые тогда выходили на площадь перед президентским дворцом. И ни у кого из них не было оружия. Во времена СССР вообще оружия у людей не было. А власти стали передавать в Москву сводки о народных волнениях, мол, все вооружены, бандиты… Они писали, что таджики якобы выступали против российских войск, что нападают на военнослужащих, на русскоязычных… Москва была введена в заблуждение. Да, потом уже начался беспредел. Но только после того, как на этом митинге были убиты невинные люди. И если бы из Москвы не прислали спецназ, группу «Альфа», если бы Москва не ввела танки – то я не знаю, чем бы все закончилось. Слава богу, что тогда удалось это остановить.Ведь что такое был Душанбе в 1990 году? Маленький Париж. Половина населения – таджики, другая половина – русские, евреи, узбеки, татары… На одной свадьбе могли говорить по-таджикски, по-узбекски, по-русски… Это был интернациональный город, и каждый, кто приезжал из кишлака в Душанбе, становился городским жителем… И когда после февраля русскоязычные стали уезжать – а это были лучшие, самые образованные люди, - то их отъезд стал страшным ударом, от которого Душанбе до сих пор не оправился. Сейчас Душанбе – это большой колхоз… Я никого не хочу оправдать. То, что тогда случилось, - случилось стихийно, потому что тогда не было какой-то партии, штаба, откуда это все организовывалось, не было лидера, вокруг которого сплотились бы люди и указания которого они выполняли. Но страшно, что коммунисты и КГБ-шники, стараясь сохранить свою власть, положили на алтарь жизнь и безопасность половину нетаджикского населения Душанбе. Провокаторы пускали слухи, что армянам, которых тогда много приехало в Душанбе из Азербайджана, дают квартиры, предназначенные таджикам – а ведь таджики по двадцать лет в очередях на жилье стояли… Люди вокруг Душанбе жили в страшной нищете, которая сопровождалась огромным приростом населения: в одном домике жило по четыре-пять семей.Люди на митинге просили: пусть Махкамов выйдет к народу, пусть объяснит! И если бы он вышел и сказал, что никто ваши квартиры никому не отдает, что армян поселили в эти дома временно, по закону гостеприимства, потому что у них трагедия, они лишились домов, родины – ведь все бы поняли! И не было бы ничего! Когда в аэропорту Душанбе стояло два самолета с армянами, которые вылетали в Ереван, Хаджи Акбар Тураджонзода говорил, что эти самолеты нужно показать по телевидению, чтобы люди успокоились. Мол, они улетают! Но никто не показал эти сюжеты по телевидению, об этом не рассказали в газетах.И Махкамов не вышел, напряжение росло. А когда погибли люди, то ситуация стала неуправляемой, толпа пошла громить. И уже забыли об этих армянах, громили жилые дома, где вообще жили нетаджики, громили магазины, склады… Начался беспредел. Начали свою игру чиновники, которые работали в правительстве и занимали не очень важные места, - а им хотелось подняться выше. Подключились священнослужители, подключились провокаторы. Но надо отдать должное душанбинцам. В том районе, где я жил, недалеко от цирка, - на улицы выходили мужчины, женщины, по ночам разжигали костры и сторожили, охраняли свои дома и дома своих соседей-нетаджиков. Во многих районах города были созданы такие «отряды самообороны», мы ходили, кто с палкой, у кого нож в кармане – и охраняли. Я помню, как лучшие представители таджикской интеллигенции ходили по домам и убеждали жителей не поддаваться на провокации… И их слушали, потому что эти люди обладали авторитетом. Но мы не могли охватить все районы и защитить всех. Потом, после событий, мы писали письма в Армению и просили прощения – всем было стыдно. Мы сами потом стали беженцами, мы только потом поняли, что такое потерять родину, родной дом. После этих событий все руководство Таджикистана подало в отставку: и первый секретарь РК КПСС, и председатели Верховного совета и кабинета министров. Но в Душанбе приехал Борис Пуго – и они все вернулись на свои посты.Пуго много знал об этих событиях, но его нет в живых. И Петкель знал, но он тоже уже умер. В Таджикистане осталось два человека, которые много могут рассказать о феврале 1990 года – но они молчат. Это Махкамов и тогдашний председатель Совмина Таджикистана Хаяев. Но именно потому, что до сих пор неизвестны подробности февральских событий, из февраля никто не вынес никакого урока. А нам нужно не только знать эти уроки – нам нужно покаяться. Потому что цена февральских событий – не только 26 погибших, о которых сегодня никто не помнит, но и гражданская война, потому что после февраля 1990 года народ стали делить на «красных» и «зеленых», на «юрчиков» и «вовчиков». Да и о войне, которой тоже скоро двадцать лет, стараются не говорить. Никто не знает, кто герои, кто антигерои, кто враги, кто друзья… Не только мировое сообщество, но и сами таджики не знают, из-за чего и за что погибли 150 тысяч человек… Ни один генерал, ни один полевой командир не покаялся в том, на что обрек свой народ на этой войне. Трагедия, если страна не знает своего прошлого. Антиузбекская и антирусская истерия, которая сегодня идет в Таджикистане, может стать прологом новой катастрофы, которая обрушится на нашу маленькую многострадальную землю…»

Ответов - 64, стр: 1 2 3 4 All

Андрей: Еще из блога бывшего русского душанбинца Б. Старикова. ЖИЗНЬ ЗА ВЫСОКИМ ЗАБОРОМ Те или иные культурные особенности в любом народе находят свое отражение в том числе и в строительстве. Одна из местных особенностей при строительстве дома — это высокий забор, который будет закрывать от любопытных глаз все, что происходит за ним. Но по сути, таким образом подчеркивается, что чужая семейная жизнь — сфера, полностью закрытая для других. Но то, что происходит за высоким забором, накладывает настолько сильный отпечаток на жизнь в Душанбе, что обойти эту тему стороной никак не получается. Сразу же оговорюсь, что все описанное мною не относится ко всем подряд. Но все это имеет место быть. ВЫРАЩИВАНИЕ ДЕТЕЙ. В сельской местности особо некогда смотреть за маленькими детьми, так как у родителей огромное количество дел, требующих немалого количества времени. А потому этот вопрос решался своеобразным способом. Ребенок помещался в местную детскую люльку: говора. В середине дна у этой люльки есть специальное круглое отверстие, такое же отверстие есть и в матрасе для этой люльки, и в пеленках. Кто-то уже догадался, для чего? Одна незадача — ребенок-то лежит на спине, а писает ну уж никак не в дырочку. Но и это решено. Есть специальные приспособления: для мальчиков в виде курительной трубки, только место «для табака», в виде полого цилиндра, одевается мальчику на пенис, а конец трубки просовывается через отверстие в люльке; для девочек — нечто похожее, но только место «для табака» более продолговатой формы и эта «трубка» фиксируется между ног девочки, а конец трубки вставляется все в тоже отверстие в люльке. Понятное дело, что ни один ребенок не будет долго лежать в одной позе целый день, но это тоже решено — для этого завернутого в пеленки ребенка фиксируют в люльке с помощью повязок из ткани. Дополнительно поят маковым отваром, чтобы спали и подольше. В такой позе дети проводят очень много времени — это видно по характерной деформации затылочных костей черепа: затылок «сплющен». Как такое нахождение в одной позе месяцами сказывается на психике ребенка лучше ответят соответствующие специалисты-медики. Но то, что ребенок сильно отстает в своем развитии от тех детей, которым родители уделяли время и силы, это хорошо заметно: в год-полтора такой ребенок не держится на ногах, если вообще в состоянии стоять; интереса к окружающему миру практически нет; чаще болеет; изъясняется звуками, в то время как его сверстники, уже начинают говорить свои первые слова; и многое другое. Дети подрастают и их начинают «программировать»: мальчик — должен быть физически крепким, чтобы кормить себя и свою семью (прямо по Дарвину: «Выживает сильнейший»), девочкам с детства прививают мысль, что ее единственное предназначение в жизни — угождать мужчине и рожать ему детей, чем больше, тем лучше. Но тут одна незадача. Чтобы вырасти здоровыми и крепкими, детям необходимо хорошее полноценное питание. Что это такое, многие до конца своих дней никогда не узнают этого. Самая популярная еда у детей — сухарики к пиву и «бичпакеты» (вермишель быстрого приготовления), которую грызут сухой. Результат не заставляет себя ждать — дети недоразвиты физически, с серьезными отклонениями в развитии. Проблемой озадачились на государственном уровне, предложив решение — обогащать муку необходимыми микроэлементами. Почему муку? Потому что это основной продукт потребления в семьях. Так как ребенок растет и ему нужны силы, он ищет возможности утолить свой голод. В Душанбе ни на одном плодоносящем дереве нет созревших плодов. Все это съедено задолго до того, как поспеет. Чтобы купить еды для себя, пацаны ищут всевозможные варианты: собирают пластиковые бутылки на сдачу или металлолом, таскают грузы на рынках, работают зазывалами в маршрутки и так далее. А по вечерам качают свои мышцы на турниках и брусьях, которые есть практически в каждом дворе. Девочки с малого возраста приучаются следить за домом: собирают разбросанные вещи по дому, подметают мусор у подъездов, помогают по кухне маме. Свой первый сексуальный опыт девочки приобретают в своем же доме. Семьи здесь большие, по пять-восемь детей. Имея такую большую семью и маленькие зарплаты, жить приходится в очень стесненных условиях, в том числе и жилищных. Старший сын свою жену приводит в дом родителей, потом у него тоже появляются дети, а потому количество человек на квадратный метр жилплощади резко возрастает. Места для личного пространства не остается, а естественные потребности в интимной близости никуда от этого не деваются. Родители занимаются сексом в той же комнате, где находятся и дети. И не всегда дети имеют свойство ночью крепко спать. А потому вся интимная жизнь их родителей протекает на их глазах. Не редкость, когда брат начинает «щупать» округлившиеся формы своей сестры. «Что здесь такого?» - считает он. А бывает что и вступает в сексуальный контакт с ней. Есть случаи, когда подобными вещами не гнушается и отец. Но об этом почти никто говорит, потому что семейная жизнь - тема закрытая для чужих ушей. Так девушек приучают к мысли, что надо все молча сносить, и терпеливо исполнять свою роль. А потому, выйдя замуж, молодая жена начинает выполнять вложенную в нее программу — изо всех сил угождать мужу и плодить детей. К сожалению, смена места жительства — кишлака на город — ничего не изменило. С той лишь разницей, что теперь нет такого огромного количества дел по хозяйству. Казалось бы, займись воспитанием и развитием детей! Но не тут-то было! Незнание и неумение это делать дают о себе знать. Лучше уж посмотреть сериал по телевизору, поболтать с соседками или иным образом занять свое время. А потому для Душанбе нормальная картина, когда трех-четырехлетние дети самостоятельно выгуливают своих младших братишек-сестренок на улице. И такие стайки детей предоставлены сами себе, особо за ними никто не следит: где они, что с ними? Как следствие — совершенно нелепые смерти детей: в начале 2016 года в один день под колесами машин в разных местах погибли две двухлетние девочки. Дети были предоставлены сами себе, а в силу их малого роста водители, сдавая задним ходом, просто их не увидели. Дети тонут в арыках, оросительных каналах, фонтанах! Когда родители замечают отсутствие своего ребенка, ему уже не требуется их помощь. После таких трагедий люди, как правило, в корне меняют свой подход к оставшимся детям, увы не здесь. Согласно местным верованиям, если маленький ребенок умирает (не важно почему), он сразу попадает в рай к Всевышнему и становится ходатаем за своих родителей перед Ним. Таким образом обеспечивает и родителям место в раю. Хорошая позиция, ведь когда ребенок гибнет, ответственность за произошедшее лежит на Боге, мол Он забрал (как вариант «судьба такая»), а мы не виноваты. С ростом ребенка на него начинают все чаще повышать голос и ругаться. Здесь настолько к этому привыкли, что когда нормальным тоном объясняешь другому его неправоту, тебя просто не слышат или считают, что это шутка такая. Ведь всю свою сознательную жизнь с ними так разговаривают: сначала дома, продолжают в школе, затем на работе. А для «веса» надо вставлять матюги, и чем больше и ядренее, тем лучше. Все «воспитание» сводится к одному: необходимо безоговорочно слушаться старшего или раиса (начальника). Чаще всего в школе оценивают не знания, а поведение. Если ребенок спокойно сидит, не нарушает порядок, слушается муалиму (учительницу), то ему «рисуют» нужные оценки. Если же ребенок тянется к знаниям, допекает муалиму вопросами, шалит на уроке — будет двоечником. Нередко школа становится тем местом, где отбивается последнее желание проявлять инициативу, как-то себя показать, чему-то научиться. Работники из таких детей, скажем так, никудышные. Нет, они редко скандалят, ничего не требуют, будут внимательно тебя слушать. Но... давать им задания, где требуется хоть малое напряжение мозга — пустая трата времени. Обязательно надо кому-то из начальства стоять рядом и постоянно подавать команды, что и как делать, пока такой работник не запомнит порядок выполнения своей работы. При этом он безропотно будет слушать упреки и оскорбления в свой адрес, будет даже мило улыбаться тебе. Но как только такой работник занимает место чуть повыше, его как подменяют — сам начинает кричать на подчиненных, оскорблять их. Как правило к должности рвутся не потому, что появляются новые горизонты проявить свое мастерство, а как возможность занять место, где можно особо не напрягаться и при этом еще и денег заработать. Вот с таким «багажом» молодежь становится родителями, цель которых оставить как можно больше потомства после себя. ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНАМ. Как я уже писал чуть выше, здесь считается, что предназначение женщины — угождать мужчине и рожать детей. А потому практически каждая женщина надеется выйти замуж (запрограммирована на это). При этом не важно, какой женой она будет — первой, второй, третьей или … Хотя официально многоженство в Таджикистане запрещено, но «сделать никох» (мусульманский брак, когда мулла совершает обряд бракосочетания) здесь не составляет труда. И то, какой будет жизнь у женщины дальше, в немалой степени зависит от той семьи, куда она попадет. А, учитывая, что за невесту платят калым (выкуп) и при этом далеко не малый, добавляет черной краски и без того в невеселую жизнь женщины. Условно всех жен можно разделить на следующие категории: узницы — то есть те, кто после замужества из дома ни ногой. Они даже к дверям не подходят, когда в квартиру к ним стучат. Все покупки в таких семьях совершает муж. Максимум, если только муж по делам везет свою жену, например для оформления документов. привязанные — те, кому разрешено не надолго покидать дом, чтобы прикупить продукты в ближайшем магазинчике. бесконвойницы — не работающие, но свободно покидающие дом по своим делам, а не только за покупками. Как правило всегда на связи с мужем, который контролирует все ее перемещения. свободные — работающие женщины, которым предоставлена самая большая степень свободы. Как правило, самые успешные в своем деле. Самое тяжкое положение у «узниц» и «привязанных». Такие женщины живут в семье мужа под строжайшим контролем свекрови. Нередко мужчина женится, чтобы обеспечить свою маму прислугой. А так как за нее был заплачен калым, то свекровь требует, чтобы невестка «отрабатывала» понесенные на нее затраты. И потому такие женщины целый день вынуждены изображать бурную деятельность. Так как результат никого не интересует, то она и не упирается. Зачем приучать ребенка кушать на кухне, если можно за ним целый день ходить и прибирать. Зачем ребенка приучать к порядку, к тому, что все вещи должны лежать на своих местах, если можно ходить за ним и изображать «занятость», собирая разбросанные вещи и раскладывая их по местам. Зачем тщательно прибираться в квартире, если завтра будет нечем заняться? А потому уборка дома — не более чем видимость таковой. Осознание этого дало ответ на мучивший меня вопрос: «Почему после того, как женщина подмела мусор во дворе и собрала его в кучу, она его не выбрасывает? Почему, не смотря на ежедневные уборки квартиры, в ней все равно грязно? Зачем три раза в году мыть все ковры?» Привыкла так за свою жизнь, что каждый день надо чем-то заниматься, причем результат не имеет значения. И на работе они работают точно так же. На одном месте работы я никак не мог понять, откуда каждый день на моем офисном столе в закрытом кабинете появляется песок? Пришел специально пораньше, чтобы посмотреть процесс уборки кабинета. Увиденное мною повергло меня в шок. Уборщица, вытерев тряпкой порог кабинета, следом протирала пыль на столах, а после, этой же тряпкой, мыла в туалете унитаз! Когда я поделился увиденным с работниками, ее чуть не прибили. Только она так и не поняла, за что ее ругают, ведь она так старалась! А пыль со своих столов с той поры мы вытирали сами. Через несколько лет семейного «счастья» женщины теряют всякий интерес к жизни: взгляд потухший, отсутствует всякая мимика на лице, перестают следить за собой, одеваются как попало, перестают думать. Осознав это, моя жена наконец-то поняла, почему целая группа местных женщин для нее «все на одно лицо». Дело оказалось не в способности различить физиологические отличия (форма носа, размер глаз, ширина скул и прочее), а в том, что часто попадаются «серые» лица — ничего не выражающие. Лицо живого мертвеца. А если такую женщину бросает муж, то потрясение для нее настолько большое, что брошенная женщина не задумываясь готова свести счеты с жизнью. В 2015 году в Душанбе (по официальной статистике) были совершены две попытки суицида. В обоих случаях женщин бросили мужья и у обеих было по трое детей. Женщины вместе с детьми бросились в Гиссарский канал. В обоих случаях женщин удалось спасти, дети погибли. В обоих случаях судом было назначено наказание чуть меньше 20 лет лишения свободы. Более жуткий случай произошел в Нуреке, там молодая женщина с четырьмя детьми бросилась с моста в реку Вахш. Муж изводил ее тем, что жена не рожает ему наследника. На момент трагедии женщина была беременна близнецами-мальчиками. Увы, спасти никого не удалось. Вообще, по данным Комитета по ЧС Республики Таджикистан, женщинами ежегодно совершается порядка 400 самоубийств. Страшная цифра для 8 миллионного населения. «Бесконвойницы» имеют больше свободы в силу обстоятельств. Как правило это вторая, третья, четвертая жена у мужа. А так как население обнищало, то нередко они сами себя обеспечивают как могут — приторговывают, шьют, вяжут, торгуют собою и т. д. Потому и муж не особо их беспокоит, он фигура чисто номинальная — главное, что он есть! Как правило, очень скандальная категория. Ведь «за место под солнцем» им приходится биться самостоятельно. Ну а чем громче орешь и больше ругаешься, тем «весомее» аргументы и тебя больше «уважают». Интересно, но в данную категорию входят не только представительницы титульной нации, но и русскоязычные женщины. Влияние местных традиций настолько велико, что женщины не задумываясь идут на подобные шаги. Если же женщина, уставшая от "счастья" семейной жизни решилась на развод, то на нее обрушивается такой шквал упреков, оскорблений и претензий со стороны родных (таких же женщин, как и она сама), что она не раз пожалеет о своем решении. Но даже разведясь, она не освобождается от «внимания» своего уже бывшего мужа. Он будет постоянно наведываться к ней, «качать свои права», требовать ее возвращения. При этом он остается глух и слеп, когда ему объясняют причины, побудившие женщину пойти на такой крайний шаг. В местной культуре мужчина всегда прав, а женщина во всем и всегда виновата, потому она просто обязана вернуться в семью и не «позорить» своего мужа. «Свободные» — самая приятная категория женщин. Они хорошо ухожены, улыбаются, общительны, отличаются живым мышлением, хорошие собеседницы. Жаль, что их все-таки меньшинство. Когда такая женщина идет по улице, мужчины сворачивают себе шеи, заглядываясь на них. Они будут «глотать слюни», как голодный в продуктовом отделе, но НИЧЕГО не будут менять в своем отношении к жене, обвиняя ее в том, что она не следит за собой. Более того, он наивно полагает, что если он женится на такой женщине и запрет ее дома, то она по-прежнему будет такой же красивой и ухоженной. Объяснять и доказывать таким мужчинам что-либо относительно изменения своего отношения к жене — пустое занятие (не раз пробовал, ничего не вышло). ПОПЫТКИ РАЗОРВАТЬ ПОРОЧНЫЙ КРУГ. Нередко родители прилагают усилия к тому, чтобы изменить жизнь (а значит и будущее) своих детей. Правда их потуги чаще вызывают кривую ухмылку, чем уважение. Объясню почему. Так как у них самих не хватает толку заниматься своим грудным ребенком, то ему ищут няньку. Предпочтение всегда отдают русскоязычным, хотя бывают исключения. На такую няньку возлагаются обязанности не только следить за ребенком и кормить его, следить за его здоровьем и при необходимости лечить, но и заниматься его воспитанием. А вот стоимость таких услуг просто смешная — в месяц менее 100$. При этом указанная сумма идет и на питание ребенка, и на одноразовые подгузники, и на игрушки, и на лекарства, при необходимости. Ребенка редко когда забирают вовремя, не редкость, когда он живет у няньки сутками, потому что родителям «некогда». «Экономя» семейный бюджет, родители, видя что ребенок начал нормально развиваться, хорошо ест, начал хорошо говорить, отказываются от няньки и передают присмотр за ребенком своим родственникам: младшей сестренке или племяннице. Через пару месяцев похудевшего, болеющего ребенка приносят обратно и со слезами уговаривают взять снова. Но... на прежних условиях! Когда приходит время отдавать ребенка в школу, родители вспоминают, что его надо было подготовить к учебе. Начинаются поиски репетитора, который за пару-тройку недель научит ребенка читать и считать. При этом стоимость услуги за занятие будет около 4$, а то и меньше. Занятия с репетитором для учеников обыденное явление везде, но здесь это что-то особенное. Одна женщина, обучающая английскому детей, рассказала интересный случай. Ребенок три года в школе посещал уроки английского языка, но результатов не было, а потому наняли ее. Через три занятия отец ребенка отказался от ее услуг, мотивируя тем, что за ЭТО ВРЕМЯ(!) она ничему не смогла научить его ребенка! Ее возражения, что в школе его за три года ничему не научили, и как она должна за три занятия исправить положение, его не тронули. Занятия прекратились. И это здесь нормально, к сожалению. Большой популярностью пользуются турецкие лицеи, где преподавание ведется на английском языке. А также набирают все большую популярность классы с русским языком обучения. Половина классов в лицеях и гимназиях именно такие. Набирают туда после окончания обучения в начальной школе (то есть после окончания 4-го класса) и обязательной сдачи вступительных экзаменов. Все это хорошо, но с одним «НО». Не всегда дети, поступающие на учебу в класс с русским языком обучения, владеют русским языком. Но администрацию подобные «мелочи» не смущают, ведь родители хорошо платят! Вот и получается, что учителя в таких классах вместо своего предмета обучают русскому языку или просто ведут урок на таджикском языке. Естественно, что все это отражается на качестве обучения, ведь учебники на русском. Я восхищаюсь талантом тех учителей, которые за короткий срок умудряются решить эту проблему и далее ведут уроки на русском! Но почему родители подвергают своих детей такому стрессу? Да потому что они не связывают будущее своих детей с Таджикистаном, а потому заранее готовят их к тем условиям,с которыми им придется столкнуться: жить за границей. В результате образованные и воспитанные люди постепенно покидают свою страну навсегда, а остающаяся здесь «серая масса» продолжает плодить себе подобных, возводя все новые заборы, но только выше прежних.

МАЙОР 03: Сильно много букв, но в моём окружении в детей вкладывают все силы, что бы их протолкнуть в жизни повыше, но отличными специалистами в какой то востребованной отрасли. И вытолкать за границу, но не в Израиль или страны бывшего Варшавского блока. Кстати учится не совсем дорого, дешевле Франции и Англии и очень качественно - Зальцбург, Австрия. Правда придётся учить и английский и немецкий, но немецкий учится легче. Всё таки в русском языке немецких слов, ну или корней, о которых не задумываются больше.

Андрей: Примерно так оно и есть. В Таджикистане (в школах) популярны классы с русским языком обучения. Правда, стоит отметить факт, что подавляющее большинство из обучающихся в таких классах- это вовсе не русские дети, а таджики, желающие получить образование на русском языке. Статья: Почему русский язык становится недоступным для таджикских школьников Читать далее: https://tj.sputniknews.ru/society/20170110/1021470466/nehvatka-uchitelei-v-tadzikistane.html


Андрей: А вот еще: Таджикистан запрещает русские паспорта В Таджикистане перестали выдавать паспорта с русскими фамилиями Власти Таджикистана заявили, что прекращают выдавать паспорта с фамилиями, которые имеют русские окончания. Позже они уточнили, что это решение является не запретом, а рекомендацией регистрирующим органам. Тем временем в Госдуме уже предложили в ответ ввести визы между двумя странами, а эксперты — закрыть российскую военную базу на таджикской территории. Власти Таджикистана решили запретить русские фамилии. Как сообщили СМИ, в пятницу министерство юстиции государства обязало регистрирующие органы вписывать в паспорта только тех граждан страны, чьи фамилии и отчества имеют таджикские окончания. По словам заместителя руководителя управления регистрации актов гражданского состояния при минюсте Джалолиддина Рахимова, соответствующее решение было принято после утверждения поправок в закон «О регистрации актов гражданского состояния». Документ был подписан в марте президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Как отметил Рахимов, к таджикским окончаниям относятся, например, окончания «зод», «зода», «ӣ», «иён», «фар». «Например, Каримзод или Каримзода, Шохиен, Ориенфар», — сказал чиновник. Он также уточнил, что некоторые жители государства хотят сохранить в фамилиях своих детей русские окончания, например, «ов», «ова», «ович», «овна». С ними, по словам Рахимова, ведется разъяснительная работа. «Мы, беседуя с ними, объясняем, что цель — таджикизация фамилий. Если ситуация не изменится, то через 10 лет наши дети разделятся на две группы, одни будут носить таджикские имена, другие — чужие. Мы должны иметь и развивать наши национальные и патриотические чувства», — сказал Рахимов. Эти слова не остались без реакции как таджикских, так и российских официальных лиц. Например, член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, член ЛДПР Илья Дроздов в разговоре с «Газетой.Ru» предположил, что одним из средств давления на Душанбе может стать введение виз между двумя странами. «Это недружественный акт. И если мы сами себя уважать не будем, то нас никто не будет уважать. Таджикистан зависит от нас практически во всем. Это касается как обеспечения безопасности, так и экономических вопросов. Значительная часть этой страны живет за счет средств, которые таджикские трудовые мигранты туда переводят. Если мы намекнем, что введем визы, то они быстро вспомнят и русский язык и возьмут себе фамилии Иванов и Петров», — сказал парламентарий. Он уточнил, что, учитывая наличие у большого количества таджикских граждан документов, разрешающих им постоянное пребывание в России, например трудовых патентов и разрешений на временное проживание, визы с Таджикской Республикой можно ввести постепенно. «Можно дать переходный период, например, три месяца. После этого ввести разные типы виз: туристические, рабочие, студенческие и так далее. И тогда мы будем знать, кто откуда к нам приезжает и с какой целью», — заявил Дроздов. Руководитель Таджикского культурного центра в Москве, член межнационального консультативного совета при правительстве столицы Хуршеда Хамракулова и вовсе заявила, что прекращение регистраций в таджикском государстве фамилий и отчеств с русскими окончаниями — это явный перебор. «Не знаю, нужно ли запрещать — это некоторый перебор. Но такие события я бы не стала сильно возводить в статус каких-то негативных явлений, хотя бы потому, что это не самое главное. Наши экономические, политические отношения важнее», — сказала она в беседе с российскими СМИ. После всех этих заявлений заместитель руководителя управления регистрации актов гражданского состояния при министерстве юстиции Таджикистана Джалолиддин Рахимов дал разъяснения по поводу собственных слов о запрете русских фамилий. Он подчеркнул, что, согласно таджикскому закону «О государственной регистрации актов гражданского состояния», фамилия ребенка при государственной регистрации рождения записывается по фамилии отца или матери либо фамилии, образованной от имени отца. «Так что, если фамилия родителей ребенка заканчивается, к примеру, на «ов», «ев» — Петров, Каримов, они вправе дать эту фамилию своему ребенку», — пояснил Рахимов «Интерфаксу». «Присвоение имен и их правильное написание в Республике Таджикистан осуществляется согласно культуре, национальным традициям и реестру таджикских национальных имен, утверждаемому правительством Республики Таджикистан», — сказал чиновник. Кроме того, Рахимов тут же уточнил, что запрещается присвоение ребенку имени, чуждого таджикской национальной культуре, названия вещей, товаров, животных и птиц, а также оскорбительные имена и словосочетания, унижающие честь и достоинство человека и разделяющие людей на касты. Что это значит на практике, он не пояснил. Нынешний жесткий шаг в отношении русского и советского наследия Таджикистана — не первый со стороны нынешнего руководства страны. После распада СССР в этом государстве последовательно идет борьба с русскоязычными названиями населенных пунктов, улиц и учреждений. В республике больше нет улиц имени Чкалова, Чехова, Горького, Паустовского, власти отказались от присвоения имени А.С. Пушкина первой в Таджикистане гимназии, основанной в 20-х годах прошлого века в Ходженте группой русских учителей. Недавно в центре Душанбе была снесена многометровая стела, которую венчал государственный герб Таджикской ССР, работы известного российского скульптора Елены Татариновой. Гранитная стела была установлена в 1949 году в честь 20-летия образования Таджикской ССР. В феврале 2016 года Таджикистан избавился от последнего города с русским названием — Чкаловск Согдинской области был переименован в Бахри-Тоджик. В 2007 году глава страны Эмомали Рахмон заявил о необходимости отказываться от фамилий, имеющих русскоязычные корни и окончания. В качестве примера он заявил, что постановил писать и произносить свою фамилию на таджикский манер — «Рахмон» вместо «Рахмонов» (так она была записана в паспорте, выданном в СССР). Начальник отдела Средней и Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин в разговоре с «Газетой.Ru» высказал мнение, что в недружественном поведении Таджикистана по отношению к российскому государству виновата сама Москва. «Мы разбаловали эту страну, она привыкла к тому, что можно шантажировать Россию тем, что если РФ уйдет из Таджикистана, то он отдастся в руки Китая, Ирана или арабских стран. При этом РФ очевидно цепляется за Таджикскую Республику, чтобы ее руководство позволило сохранить там нашу 201-ю военную базу. Она позволяет контролировать военно-политическим способом территорию практически всей Средней Азии. Это единственная причина уступок, которые российское руководство делает Рахмону, несмотря на все его «художества». Сам он в свое время оказался на посту президента именно благодаря российским штыкам, хотя Эмомали Шарипович об этом, похоже, забыл», — сказал эксперт. Он добавил, что уже достаточно давно таджикское руководство напрямую и через своих лоббистов в Москве создало представление у российских политиков о том, что если Рахмон и его окружение будут свергнуты, то к власти немедленно придет исламистское правительство экстремистского толка. Поэтому, как полагает специалист, российские руководители терпят такие инциденты, как закрытие русского театра в Душанбе или проблемы с преподаванием в республике русского языка. Грозин считает, что решением проблемы могло бы стать изменение военной стратегии России в этом регионе. «Конечно, закрытие военной базы в Таджикистане и выстраивание новой конфигурации политики безопасности РФ повлекут за собой расходы, сложную дипломатическую игру и необходимость решать кучу бытовых проблем. С другой стороны, надо понимать, что в течение 5–10 лет ситуация в Таджикистане будет только ухудшаться. Эта страна уже превратилась в несостоявшееся государство, и решать все перечисленные выше проблемы рано или поздно все равно придется», — сказал ученый. https://www.gazeta.ru/social/2016/04/29/8205251.shtml



полная версия страницы